Познакомьте ребенка с понятиями природа, живая/неживая природа
Природа – это все, что нас окружает, кроме сделанного человеком. Природа делится на живую (растения, животные, насекомые, грибы, человек, бактерии, вирусы) и неживую (например, Солнце, Луна, горы, почва, радуга, вода, небо и т.д.).
Признаки живой природы - рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, умирание (смерть).
- РРhаспечатайте картинки живой/неживой природы и предложить ребенку сортировать фотографии. Можно воспользоваться картинками из журналов, детских книг и т.д. (скачать картинкиhttp://depositfiles.com/files/ x7nyxe2d1 )
- Проведите Физминутку:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше, выше
Поговорите, о каком живом объекте природы говорилось в стихотворении, по каким признакам этот объект отнесли именно к живой природе. Обсудите, какой неживой объект был в стихе (ветер).
- Обыграйте и рассмотрите различные ситуации с объектами природы, например, расскажите ребенку, что камень упал и раскололся на 2 части, живой он или нет? Нет. Но ведь был 1, а стало 2? Объясните, почему такое деление не считается размножением. Камень – это тело природы. А тела в природе могут изменяться. Или вода в реке движется, а ведь она неживая. Движется, потому что земля – круглая.
- Послушайте звуки природы и определите звуки живой природы (пение птиц, квакание лягушек и т.д.) и неживой, шум дождя, вой ветра. Можно подобрать картинку с изображением под звук.
- Послушайте стих и посмотрите, как неживая природа помогает живой:
Воробей живет под крышей,
В теплой норке – домик мышки,
У лягушки дом – в пруду,
Домик пеночки – в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
- он у мамы под крылом.
Назовите объекты живой/неживой природы. Поговорите о роли природы в нашей жизни. Вывод: природа – дает одежду, питание, материалы для жилья, хорошее настроение.
- Творческое задание: Отобразить свое настроение на листочках различных деревьев.
- Творческое задание: поиграйте в игру «Море волнуется раз…» с условием, что показывать нужно не рыбок, а объекты ж/нж природы.
- Творческое задание: возьмите 2 небольших листочка плотного картона, синий и зеленый пластилин. Предложите ребенку путем размазывания сделать фон на одной картонке зеленый, на другой синий. На картонке с зеленым фоном с помощью тыквенных семян и гороха выложите цветочки, а на синем фоне мелкими макаронами в форме звездочек сделайте звездное небо. Скатайте шарик из белого (желтого) пластилина и приплюсните его к «небу», получится луна. Спросите ребенка, какую картинку можно отнести к живой природе, а какую к неживой. Обсудите почему.
Самодельная игра-сортер Живая и неживая природа.
Когда мы вводили прикорм, у нас оставалось много крышечек от банок с детским питанием и банок от сухой молочной смеси (мы на ней кашу варили). Из этого материала я сделала очень популярную игру для Даши. В крышке банки от молочной смеси прорезала отверстие (прямоугольное), банку обклеила картинками с фотографиями природы и зверей. На дно каждой крышечки наклеила распечатанные картинки с изображением объектов живой и неживой природы. Даша сортировала крышки (по моей просьбе) + тренировала мелкую моторику. Потом мы эти крышечки с картинками использовали для выкладывания цепочек (для тренировки памяти).
Мама Мария,
автор блога "Учимся играя"
************
Вступительное слово тут.
Плановые статьи:
Планета Земля.
- Живая и неживая природа
- Вода (океаны, моря, озера, реки)
- Суша (почва)
- Пустыни
- Горы
- Вулканы
География
- Глобус и карты
- Ориентирование в пространстве
- Масштабирование и план
- Полезные ископаемые
- Климат и погода
Очень здорово, посмотрели презентацию, дочка визуал-визуалыч и очень их любит. Просит еще.
ОтветитьУдалитьСпасибо, я давно пытаюсь структурировать знания о мире, только сегодня начали делать плакаты с временами года в интерактивном режиме, и тут ваше занятие очень удачно дополнило мое. Спасибо большое.
Мария,очень интересная тема! И вовремя :)
ОтветитьУдалитьСкажите, в первой презентации звука нет или у нас что-то не так?
Очень интересная статья. Мне особо понравились игрушки, которые вы сами придумали и сделали. В такие еще долго можно играть. Если не возражаете, я бы утащила вашу идею к себе в блог :).
ОтветитьУдалитьИрина, рада, что вам понравилось! По поводу времен года можно вот тут почитать. может что-то интересное для себя найдете http://earlystudy.ru/?page_id=997
ОтветитьУдалитьАльфия, спасибо за отзыв. В презентациях нет звука, так как скорость показа и скорость чтения у всех разная. Даша любит, чтобы я вживую ей озвучивала + мы смотрим очень быстро. Так что я оставляю озвучку и скорость показа на усмотрение мамочек :)
Марина, спасибо большое! Можете утаскивать в свой блог :)
Очень интересно! Звезды из макарон смотрятся здорово! Только хотела уточнить, а как Вы объясняете дочке вот это: "Или вода в реке движется, а ведь она неживая. Движется, потому что земля – круглая."
ОтветитьУдалитьЯ всегда объясняла дочке, что река течет, потому что ее исток находится выше уровня моря. Но как связать это с формой планеты?
Мария, у меня вопрос. Понятие природа очень широкое.И термины живая природа и неживая природа врядли что-то значат для детей именно от 2 до 3 лет.Рассматривая иллюстрации вы так и говорите: вот ветер, это неживая природа. Мне кажется вся эта терминология больше подходит для старших дошкольников. Для таких малышей лучше просто расширять кругозор и предметные понимание, без деления на категории.Вот мы утром встаем и видим солнышко просыпается - это рассвет. Дочка повторяет - рассвет. Вечером гуляем и видим солнышко уходит спать,это называется закат. А сын 6 лет уже знает, что это планета крутится, а не солнце уходит. Скажите зачем таким малышам знать, что живая, а что неживая природа? У меня сын большой ботаник))), но я никогда особо не акцентировала внимание на таких вещах, все это пришло интуитивно вместе в познанием окружающего мира.
ОтветитьУдалитьА за стишки и презентации отдельное спасибо, очень ценная вещь!
Татьяна, я стараюсь сразу объяснять дочке все, как оно есть. У нас есть глобус и мы часто с ним играем. Я говорю, что это наша планте и мы на ней живем, что она круглая. Внутри планеты есть большой "магнит", к которому все притягивается, поэтому мы не падаем с круглой земли. Что она очень большая, поэтому мы не замечаем, что она круглая. Мы много смотрели карточек по Астрономии ("Мир на ладошке" компания Умница), Даша знает, что есть и другие планеты и т.д. не знаю насколько она понимает смысл пока, но методика Домана. по которой мы занимаемся предполагает, что ребенку необходимо давать как можно больше фактов обо всем на свете. Пока он их только запоминает, но по мере накопления информации, расширяется понимание об устройстве окружающего мира. Я никогда не подхожу к ребенку, как к маленькому человечку, который не в состоянии что-то понять. Я говорю с ней о многом и она многое понимает. Это мой выбор. но несмотря на это, я и на пальцах показываю многие вещи. И про реку также объясняю, что она течет по наклону (мы даже опыты проводили).
ОтветитьУдалитьИменно поэтому я вначале и писала, что я ориентируюсь на своего ребенка, готовя занятия, но они могут успешно проводиться и с детьми намного старше.
Светлана, рассматривая картинки я просто называю это ветер, это снег, песок и т.д. Мы говорим об их свойствах, иногда я упоминаю, что это живая природа, а это нет. И каждый раз рассказываю почему. Пока ребенок просто запоминает, позже обязательно поймет. В самом начале я просто рассказала дочке, как делить на живую и неживую и все, потом я просто вскользь упоминаю об этом. Вопрос зачем? Каждый выбирает сам. некоторые вещи я оставляю на интуитивное познание, но что-то считаю необходимым объяснить сейчас. Как ребенок познает мир зависит от мамы. Я просто делюсь своими материалами и идеями. Возраст, в котором дать эту информацию ребенку зависит от мамы.
Мария, я тоже не подхожу к ребенку как к маленькому человечку. При чем тут это? И объясняю ей все и факты говорю. Просто когда я прочитала эту фразу, то поняла, что знаю о реках совсем иное. Пошла специально почитала дочкины энциклопедии, посмотрела на Википедии и на сайтах географии о реках, чтобы уточнить. И там подтвердили то, что река течет потому, что есть разность высот истока и устья и вода попросту стекает с более высоких мест в более низкие по закону притяжения. А форма планеты нигде не упоминалась. Вот я и спросила, может сейчас это как-то по-новому объясняют детям.
ОтветитьУдалитьLilac, вы абсолютно правы, в том, что река течет из-за разности высот (значит я вас не верно поняла). Просто изначально уроки я писала для себя и писала коротко, чтобы знать о чем говорить. Чтобы разместить статью здесь, я ее немного переписываю, чтобы описание было полным. Для меня под фразой про "речку и круглую землю" скрывалась большая логическая цепочка. Чтобы плавно от разновидностей ландшафтов прийти к форме Земли.
ОтветитьУдалитьСпасибо за ваше уточнее, я буду более внимательно прочитывать материал перед публикацией :) просто иногда уже не замечаешь каких-то вещей (все же по ночам делается ;) )
Мария,вы все-таки правы, детям воспринимают любую информацию одинаково. А вот мы взрослые часто делим ее на сложную или легкую для восприятия, и это чисто субъективно и не всегда связано с возрастом детей. Дело в том, что мой сын рано начал говорить, и задавал много вопросов. А вот дочка в этом возрасте, не задает таких "умных вопросов", а специально я не проводила подобных занятий, просто привыкла отталкиваться от детского любопытства. Но ведь есть и другой путь опережающий, и может такого рода стимуляция и подтолкнет дочку к своим вопросам.
ОтветитьУдалить