"Учиться никогда не поздно и всегда есть чему"
Уважаемые читатели! В блоге опубликованы 5408 статей. Ищите информацию по темам в отдельных Окошках и в Архиве. Удачи вам!

Учитесь ли вы народной мудрости?

Из опыта своей жизни знаю, как не хватает молодой женщине знания жизни и примеров поведения в разных простых и непростых ситуациях. Если ещё нет своего опыта, если не пришлось увидеть в семье как решаются проблемы, как выходят из конфликтов - где искать силы для души, чтобы выйти, преодолеть, чтобы не разбиться и не отчаяться??
Я пыталась читать популярную литературу по психологии, но она меня не затронула и не просветила: теория отдельно, практика - отдельно. Всё прочитываю и тут же забываю. Нет, помню где-то там, в глубине, но никогда не применяю и не вспоминаю в критические минуты или при необходимости принимать судьбоносные решения.
Всё больше и больше убеждаюсь, что нужно обращаться к народной мудрости. А сохранили её только религиозные люди!!
Это я-то, которая воспитана на литературе "социалистического реализма", отрицающей, а точнее сказать игнорирующей, наличие какого-либо духовного учения кроме Морального Кодекса строителя Коммунизма, и которую так и не посетило откровение верующих и не осветило, несмотря на довольно большие усилия, почитание Того Кто Был, Есть и Будет.
Однако мое уважение к людям искренне верующим постоянно растет..

Я два года учила иврит в группе старых марокканских евреек - они в 14 лет вышли замуж, родили по 10-12 детей, вырастили их и их внуков, теперь за 60-лет пошли учиться читать-писать. Я была поражена, когда с ними познакомилась. Они отлично говорят на иврите, молятся и читают Тору (так у нас называется Ветхий завет - Учение). Но писать и читать-понимать обычные тексты и темы им трудно, вот они и учатся. Это больше даже клуб такой для общения. 
Я же наоборот: читать-писать и понимать горазда, а вот говорить и знать религиозные законы и правила - в этом у меня нет практики. Получить возможность слушать рассказы о жизни в религиозной семье да ещё и выходцев из Марокко - это для меня был счастливый случай.
Все они мудры житейской мудростью помноженной на мудрость древнего Учения. Учительница сравнительно молодая женщина - умная, добрая, тактичная, красивая - из их же общины. 
Всех любила и ценила, несмотря на балаган в группе (каждая стремилась громче всех рассказывать о том, что она знает по теме) никогда никому замечания не делала и всех слушала, много рассказывала - темы все исторические, религиозные и философские.
А  два года назад я стала помогать в школе и группу оставила. Накануне Песаха случайно встретила учительницу Рахель. Она бросилась меня обнимать-целовать (при моей стеснительности и скованности - эти проявления эмоций для меня всегда трудны: я смущаюсь, что-то делаю невпопад) и взяла с меня слово, что я опять буду ходить в ее группу. Меня особенно тронули ее слова: Яна, мне не хватает тебя. Я опять с ними.
Сегодня на уроке она рассказала историю своей младшей дочери. 
Восемь лет назад, будучи на 6-ом месяце беременности, она узнала, что ребенок будет Даун. Для религиозной женщины принять решение об аборте (а ей врачи сказали, что по закону она может "выкинуть" этого ребенка) - это трагедия, потому что считается, что с момента зачатия у плода уже есть душа. Её родители и их раввин запретили убивать живую душу. Она родила семимесячную девочку и увидев её, так ужаснулась, что оставила в роддоме на усыновление в чужую семью. Неделю она была изгоем: никто в семье не хотел с ней общаться, брат мужа хотел забрать эту девочку себе, она не разрешила. И в один момент в один из дней с ней произошло невероятное - в одной религиозной песне-молитве она услышала мольбу своей девочки не оставлять ее, не отказываться от нее - "мама, я не могу без тебя". В это же мгновение она взяла такси и поехала в другой город в родильное отделение больницы, где была ее девочка и не ушла оттуда пока не забрала ее.
Рассказ Рахели изобиловал подробностями и описаниями ее чувств и состояния, все плакали.
И тут она стала говорить как она сейчас любит эту девочку, какая она послушная и ласковая, какая она отзывчивая и как стремится помогать всем, как она наполняет дом своим смехом и играми, как другие дети, братья и сестры, любят ее. Она сказала так: до появления этой девочки она не знала радостей материнства. Потому, что ребенок доволен всем, ничего не требует для себя, всем все раздает, все время обнимает и целует маму и папу и братьев и сестер, обожает бабушек и дедушек. 
Сейчас Рахель ходит в группы поддержки родителей таких детей, встречается с беременными женщинами, рассказывает свою историю и помогает всем. Был один случай, когда она забрала из роддома малыша и два месяца ухаживала за ним, убеждала его мать,пока та не пришла к решению забрать ребенка в семью.
А песня-молитва внесена в ее сотовый телефон (вот вам парадоксы нашего времени) и уже восемь лет звучит каждый раз, когда звонят члены ее семьи.
Но я не про любовь мамы хотела рассказать, а про то, что ребенок чудесный в любом случае. И если он лишен чего-то, то ему в избытке дано другое.
И вот это тоже важно: мне он дан Б-гом для того, чтобы я стала лучше. Так в одном из комментариев написала молодая мама, автор статьи "Гиперактивный ребенок - кто он"

Дорогие мои Друзья, молодые мамы, напишите мне где вы учитесь мудрости: на курсах, в семье, в общине, ...
Всегда с вами БабочкаЯночка.

13 комментариев:

  1. Читала и плакала. Когдародся мой сынок Ваня, мне говорили, что он не будет ходить (поражение нервной системы), в больнице предлагали отказаться от него. Помню, что я была как во сне, явно не в себе после родов и не простой ситуации. Но даже в неадеквате присекла все подобные разговоры, это же мой долгожданный малыш! Мы лечились в центре для детей с ДЦП и хотя мой финал радостный - сынок пошёл в 1 год и месяц, я видела много деток с ДЦП и их счастливых по-своему родителей. Правда очень часто мамочки остаются одни, мужья уходят. Но это очень сильные духом женщины, они настоящие мамы. Вот у них я бы поучилась мудрости и стойкости.

    ОтветитьУдалить
  2. Яна, спасибо за историю. очень тронула!
    Я тоже убеждена, что ребенка нельзя не любить. Ребенок дан нам. чтобы украсить нашу жизнь и научить чему-то.

    ОтветитьУдалить
  3. Маша, я кстати не понимаю полотику врачей. Как можно предлагать отказаться от ребенка! Т.е. они считют, что если он может быть не такой как все, то ему лучше быть брошенным!!! Ведь любовь и сила любящих матерей помогают детям исцеляться, по крайне ймере морально, да и физически тоже.
    А еще не понимаю отцов. которые бросают своего ребенка, если с ним что-то не так.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за рассказ. Думаю, об этом важно говорить, чтобы люди попавшие в такую ситуацию находили поддержку и отношение общества менялось... но все равно тяжело.

    ОтветитьУдалить
  5. С первой беременностью я стала очень плаксивая. До сих пор во мне вызывает слёзы всякая несправедливость к детям.
    Про такого ребенка я думала - как поступлю я в такой ситуации. Я уверенна, что не брошу.С мужем тоже говорили. Он, конечно, поступит как я захочу. Но первые слова его были - зачем он нужен...Материнские чувства не все понимают.

    ОтветитьУдалить
  6. Вся моя мудрость - вокруг...она ото всюду приходит, он родных, близких, друзей...самый-самый мой учитель - мой муж: от него я очень много узнаЮ, с ним постигаю науку жизни и любви! А детки, да, согласна - это самое большое богатство женщины! Мы и приходим в этот мир, чтобы быть вратами для душ наших деток...детские болезни...это урок, который для чего-то нужен маме и ребенку - у каждого свой. Мне вот дважды предлагали взять ляликов из роддома, да только мы с мужем такой вопрос не обсуждали. Наши трое деток - просто счастье! Всем желаю мира и добра!

    ОтветитьУдалить
  7. Я во время первой беременности,и сейчас,во время второй сталкиваюсь с равнодушием и эгоизмом по отношению к собственным, не рожденным ещё детям,одним малыши мешают делать карьеру,другим кажется, что не прокормят ещё одного,у третьих ещё какие-то причины и в итоге совершается огромное количество абортов.Родители не понимают,какими бы они могли быть счастливыми!Каждый ребёнок-это Дар Божий,я в этом глубоко убеждена.Как радостно,что ваша героиня-счастливая мама.Яна,спасибо за рассказ.Согласна с вами,что мудрости нужно учиться у верующих людей.Имея небольшой ещё жизненный опыт,не раз в этом убеждалась.

    ОтветитьУдалить
  8. Яна, спасибо за возможность еще раз понять и почувствовать, что дети не зря приходят в этот мир.и приходят именно к нам именно такими какие есть, какие нам нужны, возможно для того, чтобы менялись мы. И понять это, наверное, большой шаг к житейской мудрости. А самый главный мой учитель мудрости житейской это - моя мама. Именно она может одной фразой разрешить мои сомнения и поддержать так, как никто другой. Только став сама мамой, я начала понимать свою маму. Это тоже плюс к рождению детей. Мы становимся ближе друг к другу в семье. и еще нужно слушать свое сердце, только не всегда это понимаешь. :)

    ОтветитьУдалить
  9. Ой, ну и я прослезилась...
    Очень поучительная история - спасибо!
    Какие интересные у вас занятия...

    ОтветитьУдалить
  10. Я учусь житейской мудрости у близких. Мои мама и папа очень многому меня научили и до сих пор помогают советами. А ещё люблю анализивать примеры из жизни других людей, такие выводы порой помогают в подобной ситуации принять верное для себя решение. Но чаще всего, конечно, учусь на своих ошибках, как и многие люди. Я всегда сокрушалась на тему того, что почему же мудрость и опыт не передаются с молоком матери? Было бы так здорово, я бы избежала многих ошибок по молодости и неопытности.
    А ещё я согласна, что учится можно у верующих людей, но вот только как Яна верно подметила - у ИСКРЕННЕ верующих, а таких нынче днём с огнём. Буквально на днях мама приезжала из Питера и рассказала о том, как встретила во дворе соседа сантехника: он шёл пьяный из церкви, сказал, что ходил просить машину, собирается покупать какой-то джип. ВОт такие вот верующие часто, к сожалению, попадаются...

    ОтветитьУдалить
  11. Удивительная статья, Яна! По-моему, мудрости нельзя научиться извне - она всегда идёт изнутри, как у женщины в этой истории.

    ОтветитьУдалить
  12. Ольга, вы правы: научиться может только тот, кто сам учится и в себе главные выводы рождает.

    ОтветитьУдалить
  13. Я верю в то что мудрый человек это тот который выбрал для себя правильное окружение, так как человека, его ценности, взгляды на жизнь, и преоритеты, формирует именно оно.

    ОтветитьУдалить

Архив блога

Ярмарка поделок мам и детей

Креатив с Лизой Арье. 2012

О проекте. 22.01.12 Архив проекта. Продолжение проекта ТУТ.

Двуязычие. Со Светланой Горячевой

Статьи из опыта учителя и владелицы детского сада читайте в блоге "Развитие речи. Двуязычие"

Английский с мамой. 2012

“Английский с мамой” - старт нового коллективного проекта
О проекте. 23.01 Темы: 1.2.3.4. 5.6.7. Обз.1.2. Продолжение тут.

Английские игровые занятия. Юлия Билык

Карандаш и Кисточка. Художественная школа мамы Екатерины

Вступление и 9 статей 2011г.

Мой реактивный ребенок! КомплексныйПроект мамы Елены.

ДетскАльбомы.ФлешМоб.

Флешмоб. Вяжем Вместе с Ириной Муравка: "Пальчиковые игрушки"

Флешмоб. Вяжем Вместе с Ириной Муравка: "Пальчиковые игрушки"  - куколки для театра.
Запись на проект. 11.03. 1. Обзоры:1.2. Скачать книгу.

Амигуруми-Шарики. Вяжем вместе. ФлешМоб.

СамодельныеПазлы.2012

"Пазлы своими руками". Выпуск №1 - "Простые фигуры".
Выпуски: 1.2.3.4.5.6.
Опыт мам: 1.2.3.4.5.