"Учиться никогда не поздно и всегда есть чему"
Уважаемые читатели! В блоге опубликованы 5408 статей. Ищите информацию по темам в отдельных Окошках и в Архиве. Удачи вам!

В рубрике "Дошкольник" Новый раздел Чтение. Вступительная статья.

Обучение чтению. Опыт МамыЖасмин.
Занятие 4. Звук и буква Л.
Занятие 5. Звук и Буква Б.
Занятие 6. Звук и буква В.
Занятие 7. Знакомство: Д.
Занятие 8. Звук и буква Т.
Занятие 9. Звук и буква К.
Занятие10.Звук и буква С.

Занятие11.Звук и буква Г
Занятие12.Звук и букваЖ
Занятие13.Звук и БукваЙ
Занятие14.Звук и Буква З
Занятие15. Буква Я.

Зан.16. Буква Ш.




В рубрике Дошкольник открывается ещё один раздел: "Обучение чтению. Опыт мамы Жасмин". Ведущей этого раздела любезно согласилась быть Жасмин автор блога " Мамина Школа для дочки". Все ваши вопросы пишите в комментариях к ее статьям.
************

Как научить ребенка читать?

Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Скорее всего, нет. Если тридцать пять лет назад мы учились читать по букварю под редакцией С.В. Михалкова, то сейчас существует огромное разнообразие азбук, букварей и всевозможных пособий, обещающих научить вашего ребенка быстро и правильно читать. Несмотря на то, что речь идет об обучении чтению на русском языке, некоторые популярные методики пришли к нам с Запада. В этой статье мне бы хотелось сделать краткий обзор тех методов, которые чаще всего апробируются родителями на своих детях. Но для начала немного истории…

Из рассказов Л.Н. Толстого мы узнаем о том, как дети учились читать в середине 19 века. Сначала ученики заучивали буквы: аз, буки, веди, а потом заучивали слоги. Именно заучивали слоги, а не читали их. Какой современный ребенок выдержал бы такое обучение?! Обучение грамоте с помощью буквослагательного метода могло продолжаться около двух лет. Скорее всего, эта методика была заимствована из Древней Греции.

Но нашелся русский педагог, который предложить внедрить в школы звуковой метод, который был распространен в Германии. Обучение начиналось со звуков, а не с букв. Сначала учитель произносил звук, а лишь потом показывал, как выглядит буква, обозначающая этот звук. Изучение начиналось с обратных слогов (гласная стоит перед согласной), например, УМ. При этом ребенка просили пропеть первый звук, а затем добавить второй. После этого переходили к прямому слогу, МУ. Не понимая ничего в методиках обучения чтению, именно таким образом я научила читать сестренку и братишку, свою дочь и соседских детишек. Мы пели звуки и складывали слоги.

Л. Н. Толстой создал авторский слогослуховой метод и начал применять его в своей школе в Ясной Поляне. Он учил детей, прежде всего, выделять звуки в словах, потом складывать звуки в слоги, и только после этого читать слова по слогам. Лев Николаевич уделял большое внимание тренировке слухового восприятия, использовал скороговорки, считалочки и потешки. Одновременно с обучением чтению дети писали слова печатными буквами.



Советский психолог Д.Б. Эльконин разработал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, который применяется в наших школах. На уроках дети узнают, что звуки бывают твердые и мягкие, гласные и согласные, глухие и звонкие. И у каждого звука есть свое обозначение – это буква. К сожалению, многие мамы сначала учат с детьми буквы алфавита, а потом удивляются, что они с трудом сливают звуки в слоги и  вместо БА, ребенок читает БЭА.

Звуковой метод хорошо применять с 4 лет, когда у детей уже развит фонематический слух. Прежде чем научиться читать мы прошли бесплатный курс занятий у логопеда в местной поликлинике. Я присутствовала на занятиях и записывала домашние задания. Так мы исправили проблемы с произношением некоторых звуков, чтобы в дальнейшем у нас не было ошибок при чтении и письме.

Лично я не понимаю, зачем учить детей читать с пеленок, но и у таких мам есть возможность выбрать один из «модных» методов. Можно найти монтессори-школу (группу) в своем городе и предоставить процесс обучения педагогам. В таких группах есть необходимые пособия и оборудование. Без привлечения посторонней помощи в домашних условиях можно обучить 2-3 летнего ребенка читать по методу Гленна Домана, американского врача, занимавшегося обучением детей с различными мозговыми травмами. Занятия по методике Домана расписаны до мелочей, поэтому для правильного построения занятий необходимо внимательно ознакомиться с основными принципами этого метода. Кроме того, вам придется сделать очень много карточек со словами, которые вы будете показывать детям. Хотя сейчас на смену карточкам приходят готовые презентации в программе PowerPoint. Ребенок учится распознавать и читать слова целиком. Отказаться от букварей и карточек и дать детям 52 кубика предлагает методика Н.А. Зайцева. Кубики различаются по размеру и цвету, к ним прилагаются таблицы и аудиозапись. Это удовольствие не из дешевых. 



Если вас интересует методики М. Монтессори, Г. Домана или Н. Зайцева обязательно прочитайте специальную литературу по этой теме. А так как я на практике апробировала только звуковой метод обучения чтению, ему я останусь верна, и внуков буду учить читать с его помощью. Почему мне нравится звуковой метод? Об этом поговорим в следующей статье.


Жасмин,

 автор блога " Мамина Школа для дочки"



Опыт мамы Жасмин. Занятие 8. Знакомство со звуком и буквой Т.
1. Угадай загадки.Чудо-ящик – в нем окно,В том окошечке – кино.Какой первый...

6 комментариев:

  1. Жасмин, очень интересно узнать побольше о звковом методе. Возможно в будущем мы сможем частично его использовать.
    А сейчас хотелось бы поделиться немного методикой чтения по Доману.
    Заниматься с дочкой я начала почти с рождения. Сначала мы просто смотрели карточки со словами (этап длился несколько месяцев), потом подключили специалные книги по методике, словосочетания, предложения. Самой никких карточек делать не нужно. Сейчас все можно купить и не тратить своего времени на их изготовление. Книги правда я делаю сама, но не потому что их нет, просто тех, что есть нам мало. А для выхода в самостоятельное чтение необъодимо очень много материалов.
    Сам метод очень простой. Каждый день вы показываете ребенку 3 раза (можно 2 для деток постарше) комплекты с карточки, ежедневно обновляя их состав на 30% (можно и больше). Общее время "занятий" занимает в день не больше 5 минут, максимум 30 минут вечером на подготовку (для мамы). Метод очень простой и не затратный по времени. Помимо навыка чтения ребенок развивает память. У домановский детей она просто отменная.
    Сейчас моей дочке 2 года и она начинает читать простые слова, все, что не может прочитать вслух, может показать пальчиком в тексте.
    И если вы спросите, зачем 2 летнему малышу уметь читать. то я отвечу, что чтение не самоцель. Доман помогает стимулировать зрение у малышей (во время показа, особенно математики), развивает память, дисциплинированность (так как есть режим просмотра карточек и ребенок понимает, что в его жизни присутствует некое расписание. что в будущем ему пригодиться), ну и конечно любовь к чтению.
    И последнее! Когда начинаешь заниматься или только принимаешь решение о том, что хочется подключать методику Домана, становится страшно от неизвестности, как заниматься. что делать. Столько правил и т.д. и т.п. Как только я провела первое "занятие" я поняла. что это очень легко и просто, главное ориентироваться на ребенка и следовать слепо методическим указаниям к методике. Тогда и мама и малыш будут счастливы )))

    ОтветитьУдалить
  2. Жасмин,я тоже не использую никакую из перечисленных методик,а обучаю,как Вы назвали, звуковым методом обучения чтению. Дочкам тоже нравится петь гласные буквы. Буду с интересом следить за каждым следующим выпуском, для нас эта тема актуальна:)

    ОтветитьУдалить
  3. Мария,
    Большое спасибо, что поделились своим опытом обучения чтению по методу Г.Домана. Несомненно у этого метода много преимуществ и результаты многих исследований это подтверждают. Я очень уважаю врачей, которые делают открытия, стремясь помочь особым детям. А что касается пособий, сейчас все становится намного проще, а 9 лет назад пугал даже размер карточки 10Х45см, а не только неизвестность. Желаю вам дальнейших успехов в обучении!

    ОтветитьУдалить
  4. Альфия,
    Очень приятно, что тема Вас заинтересовала. Будем петь гласные вместе уже со следующей недели. Мне будет очень интересно узнать, как у вас пойдут дела, обязательно делитесь своим настоящим опытом, мой опыт уже в прошлом.

    ОтветитьУдалить
  5. А нам как раз 4 и уже пара наверное учиться)
    Но начинать видимо тоже придется с логопеда....

    ОтветитьУдалить
  6. Юлина,
    Мы тоже ходили к логопеду сами, потому что в детский сад не ходили. Пошли, чтобы звук р научиться выговаривать, а логопед посоветовала еще над шипящими поработать. Мы ходили в обычную поликлинику, занятия бесплатные, приходить к определенному времени т.е. очереди нет. Дочь моя очень прилежно училась. А когда в школу пошли, в ее классе были дети, которых отправляли к школьному логопеду, но им уже не до этого. Поэтому пока маленькие, им интереснее.

    ОтветитьУдалить

Архив блога

Ярмарка поделок мам и детей

Креатив с Лизой Арье. 2012

О проекте. 22.01.12 Архив проекта. Продолжение проекта ТУТ.

Двуязычие. Со Светланой Горячевой

Статьи из опыта учителя и владелицы детского сада читайте в блоге "Развитие речи. Двуязычие"

Английский с мамой. 2012

“Английский с мамой” - старт нового коллективного проекта
О проекте. 23.01 Темы: 1.2.3.4. 5.6.7. Обз.1.2. Продолжение тут.

Английские игровые занятия. Юлия Билык

Карандаш и Кисточка. Художественная школа мамы Екатерины

Вступление и 9 статей 2011г.

Мой реактивный ребенок! КомплексныйПроект мамы Елены.

ДетскАльбомы.ФлешМоб.

Флешмоб. Вяжем Вместе с Ириной Муравка: "Пальчиковые игрушки"

Флешмоб. Вяжем Вместе с Ириной Муравка: "Пальчиковые игрушки"  - куколки для театра.
Запись на проект. 11.03. 1. Обзоры:1.2. Скачать книгу.

Амигуруми-Шарики. Вяжем вместе. ФлешМоб.

СамодельныеПазлы.2012

"Пазлы своими руками". Выпуск №1 - "Простые фигуры".
Выпуски: 1.2.3.4.5.6.
Опыт мам: 1.2.3.4.5.