"Учиться никогда не поздно и всегда есть чему"
Уважаемые читатели! В блоге опубликованы 5408 статей. Ищите информацию по темам в отдельных Окошках и в Архиве. Удачи вам!

Гиперактивный ребенок – кто он? "Воспитываем друг друга!" Практикум мамы Елены.


  Здравствуйте, с  вами Елена Красовская.
Мне хочется рассказать сегодня, какой он – гиперактивный ребенок и почему я столько времени уделяю занятиям по развитию и обучению своего сына.
Конечно, очень многие мамы (даже, наверное, большинство) занимаются развитием своих детишек. На страницах блога Друзья Бабочки Яночки, мы видим яркие тому подтверждения, но…
Одно дело развивать и обучать здорового ребенка, и совсем другое ребенка, перенесшего какие-то заболевания или травмы. У  нас как раз такой случай.
Родился сынок раньше срока и при рождении ему  повредили шейный позвонок, он был на искусственной вентиляции легких и т.д. и т.п. Я не буду описывать все наши хождения по врачам и больницам, ведь наша тема не о том.
Просто всё это отложило отпечаток на здоровье моего ребенка. То, что другие дети могут запомнить и повторить после двух-трех объяснений (или даже одного), моему ребенку нужно повторить десятки, а то и сотни раз. Он быстро утомляется и при этом гиперактивен.
Загадочная аббревиатура СДВГ, для меня теперь не загадка.  Синдром дефицита внимания и гиперактивность - вот что это такое.  До появления сына, услышав об СДВГ, я думала, что ребенку уделяется мало внимания родителями, поэтому он такой. Да, да, я именно так и думала. Теперь – то я точно знаю, что это не так.
“…СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности.
ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.
ММД не является медицинским диагнозом в прямом смысле этого слова, скорее это только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить для того, чтобы начать лечение. Детей с реактивным типом ММД и называют иначе гиперактивными.


В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.
Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.
Дефицит активного внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.
Импульсивность – неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей являетсяцикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом.
Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга. (Сиротюк А.Л.,2003)…”
И это не просто цитата из умной книги для меня, а констатация факта. У  нас  действительно ребенок с СДВГ, как бы ни загадочно это звучало. Ему на самом деле нужно постоянно двигаться, а его внимание очень трудно удержать.
Поэтому мне и моей семье приходится изобретать разные способы, пробовать различные методики, чтобы поддерживать его интерес к занятиям.
Но в, то, же время он очень любознательный и любопытный ребенок, который часами может разговаривать об интересующей его теме, и, ни в какую не хочет переключаться на занятия ему неинтересные.
С рождения сына и до сегодняшнего дня (а ему недавно исполнилось семь лет) я перечитала и изучила много литературы, как в печатном виде, так и в электронном формате. Подбираю методики, которые будут ему интересны, пробую разные варианты.
Что-то работает, а что-то не дает результаты. В любом случае результаты есть, динамика очень медленная, иногда, кажется, что топчешься на одном месте или даже «отпрыгиваешь» назад. Но это не повод отчаиваться, это - повод идти вперед с удвоенной силой.
Поэтому, сразу первый совет маме гиперактивного ребенка – не отчаиваться, не опускать руки, а искать и находить способы решить задачу, видеть и замечать в своем ребенке хорошее и любить его, даже в самые сложные моменты.

С пожеланиями удачи, Елена Красовская блог: Красиво шить не запретишь!
********************

17 комментариев:

  1. Лена, как же здорово, что вы не опустили руки. а стали искать подход к совему малышу. Мне кажется, что любая мама ищет особые подходы к своему малышу, просто возможно к гиперактивному ребенку они чуть чуть другие! Удачи вам!

    ОтветитьУдалить
  2. Лена,вы отлично начали,как говорится с самого начала. Мне очень пригодилось ваше описание,так как это отличная возможность примерить "костюмчик" на своего ребенка. И думаю, многие части костюма ему как раз в пору! :-)Если диагностика постановки диагноза? В 4 года, когда я обращалась к невропотологу, мне сказали, что ребенок просто активен, и диагноз СДВГ не поставили. Но проблемы есть.
    И еще для меня было открытием:Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.
    Спасибо за открытие такой рубрики, буду следить за вашими советами и отслеживать все в своем ребенке!

    ОтветитьУдалить
  3. Мария (учимся играя), спасибо за добрые слова. По поводу "..не опустили руки..", скажу, что в моей жизни было всякое, до сих пор бывают моменты, когда не знаешь, что делать. Но потом успокаиваешься, "берешь себя в руки", начинаешь мыслить конструктивно, и только с таким подходом есть результаты. В любом случае, главное понять, что твой ребенок хороший, независимо от того, что происходит вокруг. И что он пришел в этот мир не зря, возможно для того, чтобы изменить и мое отношение к жизни. :) И это, думаю, подходит для каждого ребенка, какой бы он ни был.

    ОтветитьУдалить
  4. Светлана ММ, сразу примерять "костюмчик", думаю не стоит. :) Гиперактивный и активный ребенок очень отличаются. Самое главное отличие - гиперактивный ребенок в любых условиях - дома, в гостях, в кабинете врача и т.д - будет вести себя одинаково: бегать, двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом занимательном предмете. Если на обычного ребенка могут повлиять уговоры, просьбы и т.д, то на него они практически не влияют. Методы диагностики есть и это, наверное, отдельная тема для статьи, но даже сами врачи иногда не могут точно установить диагноз. Лучше если это будет не просто консультация, а комплексное обследование в специализированном центре. Диагностика включает в себя, оценку поведения ребенка по особым критериям, выполнение тестов, а также ЭЭГ головного мозга или томография (хотя как её делать такому ребенку, я до сих пор не представляю :)). Я могу написать о некоторых критериях выявления гиперактивности в одном из следующих постов, которые использовали мы в том, числе и на консультациях специалистов (если это нужно, конечно). И самое гланое, такой ребенок, действительно должен двигаться, так как если не разрешать ему или одергивать, потом может случиться срыв, который вы уже не сможете контролировать. :)Любите своего ребенка! Удачи!

    ОтветитьУдалить
  5. Елена, вы молодчина, что решились делиться. Ведь Вы не одиноки и таких деток и мамочек мого. У моей очень близкой подруги гиперактивный сынок, ему 5 лет. И она живет с ним как в скорлупе, тихо страдает, даже в гости лишний раз не соглашается приехать. А ведь во время беременности у неё были наполеоновские планы по раннему развитию... Уже отправила ей ссылку на Вашу статью. Надеюсь, что Ваш опыт вдохновит ее. А мне очень понравился стиль Вашего изложения, чувствуется, что в этом деле Вы "собаку съели". Так что ждем с нетерпением продолжения.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за хорошую статью. Оказывается я очень заблуждалась в своем понимании "гиперактивный ребенок". А Вы Лена просто молодец!

    ОтветитьУдалить
  7. Елена,
    Информативно и полезно. Уверена, что многие под словом "гиперактивный" подразумевали что-то другое, а вы по полочкам все разложили. Фундамент заложен, теперь можно строить дальше. Спасибо, за очень важный вклад в коллективный блог. Личный опыт очень много значит.

    ОтветитьУдалить
  8. Ленчик, ты молодец! Не опустила руки, прикладываешь усилия и изобретательность, чтобы развивать своего ребенка. У моего старшего тоже проблемы с вниманием, у него с рождения увелечины аденоиды, и до него порой бывает трудно достучаться, чтобы он услышал и понял, что от него хотят.

    ОтветитьУдалить
  9. "Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга." Вот это да! А я все время сержусь на сына что во время чтения слов он крутится, вертится, кувыркается, грызет кровать и стоит на голове. А оказывается это у него серьезный мыслительный процесс идет!

    ОтветитьУдалить
  10. Мама - Вырастай!, мы раньше тоже в гости ходили очень редко и я понимаю вашу подругу, потому что, любой выход в "свет" для мамы такого ребенка - это стресс. Иногда, действительно, с таким дитем лучше посидеть дома в привычной обстановке, чем испытывать моральные муки от того, что твой ребенок что-то разрушил. :) Но приучать и учить как вести себя в социальной среде, обязательно нужно.
    Liuska (Люда П.,Zelya, именно от того, что многие люди не знают, что такое гиперактивность возникла такая статья. Если уж некоторые врачи, у нас не знают это, то что говорить о других. В любом случае, информация об этом должна быть услышана, даже для того, чтобы в обществе постепенно менялось отношение к таким детям и их мамам (чаще всего я сталкваюсь с тем, что меня обвиняют в плохом воспитании ребенка, а я не могу каждой бабушке объяснить, что он ведет так себя не специально, иногда даже не осознавая :))
    Елена Сатаева, спасибо за добрые слова, все мы мамы, которые любят своих детей и только от нас зависит будущее ребенка.
    мама для непоседы, я тоже долгое время сердилась на своего ребенка, пока не изучила горы литературы и не поняла, что он просто иначе не может. Теперь, главное, объяснить это будущему учителю :).
    Спасибо большое всем за отзывы, ваши слова придают мне сил и уверенности, которые мне не помешают! :)

    ОтветитьУдалить
  11. Леночка, спасибо за полную информацию. Вы большая молодец, что постоянно развиваетесь и ребенку не даете останавливаться! Желаю Вам огромного терпения, ребенку здоровья и найти себя в жизни и любимое дело!

    ОтветитьУдалить
  12. Это самая большая проблема, что окружающие люди думают, что твой ребенок просто не воспитан!
    Но это и проблема для родителей, списывая многое на болезнь, можно и не заметить, что какие-то проблемы в поведение уже не связаны с болезнью и упустить нужный момент для ее исправления.

    ОтветитьУдалить
  13. Мама для непоседы, я реально думала, что только у меня ребенок постоянно двигается и стоит на ушах, когда ему читают, когда он читает и т.д.Знание,что ты не одинок всегда как-то снимает напряжение)))

    ОтветитьУдалить
  14. Леночка, поздравляю с началом проекта! Какая же ты молодец! Главное любовь - ты очень права, с ней со всем можно справиться! Очень интересно ты все рассказала-разжевала. Сейчас почему-то неправильно воспринимается понятие гиперактивности, любого активного ребенка так называют. А это неправильно, к таким детям нужно относится с особым подходом и уважением! Ты большая умничка и статьи твои будут полезны абсолютно всем! Я буду ждать продолжения с нетерпением!!!

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо девочки, за слова поддержки и понимания. Я рада, что такой живой отклик идет на статьи, значит "это кому -нибудь нужно":).Светлана, полностью согласна, что списывать на болезнь ничего не нужно. Более того, иногда я отношусь к своему ребенку даже чересчур строго, но правда, не хочется упустить что-то, хочется исправить, потому что понимаешь, что дальше ребенку будет сложнее, если этого не сделать. Спасибо всем еще раз!

    ОтветитьУдалить
  16. Ой, а я писала несколько дней назад огромный комментарий, а он пропал из-за какой-то ошибки.. Я уже как-то раз думала, что надо копировать большие комментарии перед отправкой ))
    Во-первых, хочу поздравить с первым постом в новой рубрике! Я узнала теперь, что же имеется ввиду под словами "гиперактивный ребёнок".
    А ещё я думала над мыслью о том, что нужно любить ребёнка таким, какой он есть, и стараться видеть в нём лучшее... Наверное, иногда это трудно, но очень правильно.

    Удачи Вам, Лена!

    ОтветитьУдалить
  17. Anna Loit, спасибо за поздравления. Соглашусь с вами, по поводу любви к ребенку. И действительно иногда очень трудно видеть в нем только хорошее, но наверное, это и есть наша главная родительская задача - научиться этому.:)

    ОтветитьУдалить

Архив блога

Ярмарка поделок мам и детей

Креатив с Лизой Арье. 2012

О проекте. 22.01.12 Архив проекта. Продолжение проекта ТУТ.

Двуязычие. Со Светланой Горячевой

Статьи из опыта учителя и владелицы детского сада читайте в блоге "Развитие речи. Двуязычие"

Английский с мамой. 2012

“Английский с мамой” - старт нового коллективного проекта
О проекте. 23.01 Темы: 1.2.3.4. 5.6.7. Обз.1.2. Продолжение тут.

Английские игровые занятия. Юлия Билык

Карандаш и Кисточка. Художественная школа мамы Екатерины

Вступление и 9 статей 2011г.

Мой реактивный ребенок! КомплексныйПроект мамы Елены.

ДетскАльбомы.ФлешМоб.

Флешмоб. Вяжем Вместе с Ириной Муравка: "Пальчиковые игрушки"

Флешмоб. Вяжем Вместе с Ириной Муравка: "Пальчиковые игрушки"  - куколки для театра.
Запись на проект. 11.03. 1. Обзоры:1.2. Скачать книгу.

Амигуруми-Шарики. Вяжем вместе. ФлешМоб.

СамодельныеПазлы.2012

"Пазлы своими руками". Выпуск №1 - "Простые фигуры".
Выпуски: 1.2.3.4.5.6.
Опыт мам: 1.2.3.4.5.