"Учиться никогда не поздно и всегда есть чему"
Уважаемые читатели! В блоге опубликованы 5408 статей. Ищите информацию по темам в отдельных Окошках и в Архиве. Удачи вам!

Развиваемся с 2-х до 4-х. Советы Мамы Марии. Круговорот воды в природе.



Только я собралась писать занятие по круговороту воды в природе, как одна замечательная мама Маришка нашла удивительную игру на эту тему. Я дополнила его лишь немного картинками и сказками, а также стихами. Мы с Дашей уже изучили этот процесс. Присоединяйтесь!!!



 Вы слыхали о воде?

 Говорят она везде!

 В луже, в море, в океане

 И в водопроводном кране.

 Как сосулька замерзает,

 В лес туманом заползает,

 Ледником в горах зовется.

 Мы привыкли, что вода

 Наша спутница всегда!

 Без нее нам не умыться,

 Не наесться, не напиться,

 Смею вам я доложить:

 Без нее нам не прожить.

Предложите ребенку посмотреть на картинки и угадать, где спряталась вода в природе.

Мы использовали уже готовые картинки из наших любимых пособий




Вывод: вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.

Поищите дома и на прогулке, где может находиться вода (поговорите. В каком она состоянии: жидкая, твердая, парообразная)

Физкультминутка (под звуки воды, можно шум моря)

Я и туча, и туман,

 И ручей, и океан,

 Я летаю и бегу,

 И стеклянной быть могу.

(предложите малышу изобразить каждую строчку)

Спросите, как ребенок понимает этот стишок, какие чудесные превращения воды он заметил?

Расскажите ребенку сказку о круговороте воды в природе. Можно рассказывать сказку, описанную ниже, а можно и любую другую (варианты сказок можно скачатьтут)

“Путешествие капельки и ее волшебные превращения”.

“Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг, сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…”.

   - В каком состоянии находится капелька сейчас? В жидком.

 Стихотворение о жидком состоянии воды. 

ДОЖДИК

 По дорожке полевой

 От реки спешу домой.

 А из тучки-невелички

 Льется дождик проливной.

 Будто кто-то в высоте

 Носит воду в решете,

 Дождик, лей веселей,

 Теплых капель не жалей!

 Чем сильнее, дождик, льешь,

 Тем тучнее будет рожь!

 А. Яшин 

Проведите несколько опытов с водой, поиграйте в игры  и  определите ее вкус, цвет, запах и форму 

Опыт №1 “Определение цвета воды”

 - Какого же цвета вода?

Поставьте перед ребенком стакан с водой и попросите сказать, какого она цвета

Опыт №2 “Определение прозрачности воды”

 - У меня на столе стоят 2 стакана: один с чистой водой, а другой с молоком. Давай посмотрим сквозь стакан с молоком на цветную картинку. Ее видно?

 (Нет.) А если на ту же картинку посмотрим сквозь стакан с чистой водой? (Ее будет видно.)

 вода – прозрачная.

Опыт №3 “Определение запаха воды”

 - Какой запах имеют цветы? Духи?

 (приятный, цветочный, сладкий и т. д.)

 -А теперь понюхай воду. Имеет ли она запах? (нет)

Опыт №4 “Определение вкуса воды”

 - Какая соль на вкус? (соленая)

 - Лимон? (кислый)

 - Попробуй воду на вкус. Какая она? (без вкуса)

Опыт № 5 “Определение формы воды”

 - Посмотри, у меня в стакане вода, если я перелью в тарелку такое же количество воды, что изменится?

 (вода принимает ту форму, в которую ее переливают, вода растекается)

 - Так имеет ли вода определенную форму? (нет) 

 Ой, мы совсем забыли про нашу капельку. Что с ней произошло дальше…

“…После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться…”

  - А мы с тобой скучаем зимой, когда замерзают лужи, реки – на них образуется лед, и когда выпадает много снега. (Нет, зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках.)

 Все это можно делать только зимой. Почему?

 (Потому что зимой есть и снег, и лед.)

 - А в каком состоянии находится капелька сейчас?

 (В твердом.) 

 Стихотворение о твердом состоянии воды. 

ЗИМНИЕ ДЕНЬКИ

 Музыка по воздуху зимнему плывет…

 Шумно в парке отдыха, крепок звонкий лед.

 Бегуны стараются, по катку летят.

 Мамы улыбаются, глядя на ребят.

 Снежные хрусталики падают на лед…

 И большим и маленьким – всем полезен спорт!

 С. Вигдоров 

Опыт №6 “Определение цвета снега и льда”

 - Какого цвета снег? (белый, когда он чистый)

 - Какого цвета лед? (бесцветный)

Опыт №7 “Определение прозрачности снега и льда”

 - Я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давай сравним, где видно картинку, а где нет (Под снегом не видно. Значит лед прозрачный, а снег непрозрачный).

Опыт №8 “Определение формы снега и льда”

 - Посмотри, имеет ли форму лед?

 (имеет)

 - Какую?

 (ту, в каком сосуде или в какой форме замерзает)

 - А снег? ему можно придать разную форму.

 (снег рыхлый, сыпучий) 

Опыт №9 “Воздействие температуры”

 Под действием тепла со снегом и льдом что происходит? Они превращаются в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под действием мороза, т. е. низкой температуры.

 А что же случилось с нашей капелькой? 

“…Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко…”. 

 - В каком состоянии капелька находится теперь?

 (В газообразном.) 

 Стихотворение о газообразном состоянии воды. 

ОБЛАКО

 Ах, какое облако,

 Облако глубокое,

 Белое, далекое,

 Прямо надо мной.

 Ах, какое облако,

 Облако высокое,

 Облако далекое,

 Не достать рукой.

 Проплывет и скроется

 В поле за околицей,

 В озере умоется

 Свежею водой.

 В. Степанов 

 - Как жидкая вода при нагревании переходит в газообразное состояние, мы пронаблюдаем на опыте.

Опыт №10 “Превращение воды в газообразное состояние”

 Мы наберем немножко воды в чайную ложечку и подержим ее над свечой. Вода при высокой температуре (100 С) закипает, со дна поднимаются пузырьки. Когда пар соприкасается с холодным воздухом – он становится видимым, но в большинстве случаев он невидим. 



“…Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернутся на землю…” 

 - Крошечные капельки воды поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе.

  - Давай вспомним, где вода встречается в жидком состоянии?

 (В реках, озерах, в колодцах и т. д.)

 - Где вода встречается в твердом состоянии?

 (Сосульки, горки, снежные постройки и др.)

 - Где вода встречается в газообразном состоянии?

 (Пар чайника, когда течет из крана очень горячая вода)Включили горячую воду и посмотрели, как пар образуется. 
Физкультминутка.

 - А сейчас мы с тобой немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

 Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.

 Давай и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

 А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.

 Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.

 Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара. 

На последок почитайте стихи: 

***

Нависли тучи над селом –

 И разразился в небе гром!

 Катился гром, гремел, ворчал на всех

 Кого в пути встречал.

 На землю шляпкою гвоздя

 Упала капелька дождя.

 Она была совсем ничья,

 Но стала капелькой ручья.

 - Куда ты несёшься постой, ручеёк.

 - Побудь, непоседливый, с нами!

 - Спешу я, ребята, ведь путь мой далёк,-

 Бегу я на родину, к маме!

 - А кто твоя мама?

 - Большая волна,

 Волна океана седая.

 О бурях неистовых пела она,

 Меня на груди колыхая.

 Всегда бы ту песню я слушать хотела,

 Но солнце пригрело сильней.

 И к странице тучке

 Я паром взлетела.

 Летела по свету я с ней.

 - счастливая ты!

 Увидела с неба всю землю с её чудесами.

 Да, много в пути повидала чудес,

 Но очень грустила о маме.



***

В природе путешествует вода,

 Она не исчезает никогда:

 То в снег превратиться, то в лед,

 Растает – и снова в поход!

 По горным вершинам,

 Широким долинам,

 Вдруг в небо взовьется,

 Дождем обернется,

 Вокруг оглянитесь

 В природу вглядитесь

 Вас окружает везде и всегда

 Эта волшебница – ВОДА!


Информация

Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.

 Без пищи мы можем прожить 49 дней.

 Без воды человек может прожить не больше 2-х суток.

 Воды на Земле много - 2\3 поверхности; плюс вода рек, озер, ледников – получается 3\4, но мы используем всего 2% от этой огромной массы, т. к. вся вода соленая, а пресной (не соленой, которую мы можем использовать) - всего 2%.

 - Какой вывод мы можем сделать?

 (Воду нужно беречь.) Примеры из нашей жизни, что помыли посуду, искупались и выключили воду, т.к.ее мало, надо ее беречь, нельзя засорять водоемы, реки, т.к. вода нужна животным и растениям.

 Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.

 В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды. 

все материалы были скомпонованы из нескольких источников: 123

Мама Мария,
автор блога "Учимся играя"
************
Вступительное слово тут.
Плановые статьи:
Планета Земля.

География
  • Глобус и карты
  • Ориентирование в пространстве
  • Масштабирование и план
  • Полезные ископаемые
  • Климат и погода

3 комментария:

  1. Просто супер! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Как хорошо, что в интернете есть такие замечательные мамы, которые делятся своим бесценным опытом. Мария, спасибо огромное за материал!

    ОтветитьУдалить
  3. Гузель, Наташа, спасибо за такие замечательные слова! Очень рада, что материал вам нравится :)

    ОтветитьУдалить

Архив блога

Ярмарка поделок мам и детей

Креатив с Лизой Арье. 2012

О проекте. 22.01.12 Архив проекта. Продолжение проекта ТУТ.

Двуязычие. Со Светланой Горячевой

Статьи из опыта учителя и владелицы детского сада читайте в блоге "Развитие речи. Двуязычие"

Английский с мамой. 2012

“Английский с мамой” - старт нового коллективного проекта
О проекте. 23.01 Темы: 1.2.3.4. 5.6.7. Обз.1.2. Продолжение тут.

Английские игровые занятия. Юлия Билык

Карандаш и Кисточка. Художественная школа мамы Екатерины

Вступление и 9 статей 2011г.

Мой реактивный ребенок! КомплексныйПроект мамы Елены.

ДетскАльбомы.ФлешМоб.

Флешмоб. Вяжем Вместе с Ириной Муравка: "Пальчиковые игрушки"

Флешмоб. Вяжем Вместе с Ириной Муравка: "Пальчиковые игрушки"  - куколки для театра.
Запись на проект. 11.03. 1. Обзоры:1.2. Скачать книгу.

Амигуруми-Шарики. Вяжем вместе. ФлешМоб.

СамодельныеПазлы.2012

"Пазлы своими руками". Выпуск №1 - "Простые фигуры".
Выпуски: 1.2.3.4.5.6.
Опыт мам: 1.2.3.4.5.