"Учиться никогда не поздно и всегда есть чему"
Уважаемые читатели! В блоге опубликованы 5408 статей. Ищите информацию по темам в отдельных Окошках и в Архиве. Удачи вам!

"Карандаш и Кисточка". Поговорим о детских рисунках… и о взрослых тоже.

Сегодня будет несколько философская статья, призванная научить правильному отношению к детскому творчеству, вашему творчеству и вообще искусству.
Сначала небольшое вступление.


Была я недавно в гостях в одном доме. Увидела на стене красивый детский пастельный рисунок. Хозяйке сказала, что работа мне очень понравилась. В ответ услышала, что это рисунок ее 6-летнего сына. Что этот еще ничего, а вообще рисунки ее сына очень маму расстраивают. Конечно, я спросила: почему? Ответ меня удивил. Мальчик рисует не правильно, не то, что надо. Жаль не было с собой фотоаппарата, чтобы снять рисунок. Вы бы оценили, что он достоин внимания.
Что вы думаете, рисует ребятенок. Например, тема: дом. Он закрасил лист темным и белых существ нарисовал. Называется «Дом с приведениями». Еще рисунок на тему: красавица. Малыш нарисовал «Ведьму». Конечно, с точки зрения психологии вполне можно разобрать рисунки ребенка, что его что-то беспокоит. Например, учительница ругает (что правда, а он ее любит).
Мама говорит, что над ним все смеются из-за рисования в садике. Мама сама до слез расстраивается. И при этом ее сын очень активный, даже гиперактивный.
Вот что вы об этом думаете?
Я была слегка в шоке от отношения к малышу по поводу рисования. Мамочке его я объяснила большую ошибочность такого отношения. Не знаю, ЧТО она поняла.
Хочу рассказать свою позицию.
Начнем с того, что такое искусство, для чего оно нужно людям? Можно ответить, чтобы дарить и создавать красоту. Это, конечно, так. Но кроме этого, главное, для чего существует искусство - это реализация себя, проживание, прочувствование окружающего мира и собственных чувств. Это очень важно. То есть искусство – это не программа, созданная неким методистом. Суть искусства – в реализации, в создании, в удовольствии от творчества. Вы ведь знаете даже о существовании арт-терапии. То есть искусством еще и лечат. Например, с помощью музыки даже можно общаться с детьми, страдающих аутизмом.
Что из этого следует? Теперь – внимание! Ребенок берет краски, карандаши и садится рисовать. Да, он хочет сделать красиво, хочет отобразить какую-то мысль. Уважайте это. Малыш старался, вкладывал свой труд, чувства. Он учиться творить.
А что часто делают взрослые? ОЦЕНИВАЮТ! С точки зрения своей взрослой «правильности». Похоже ли нарисовано, красиво ли, закончен ли рисунок, соответствует ли заданию, ровно ли закрасил и тому подобное. Запомните: РЕБЕНОК НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН! Вы понимаете? Он не должен: рисовать похоже, заканчивать рисунок, соответствовать заданию, всегда ровно красить и т.д. Он ТВОРИТ, СОЗИДАЕТ! Если сегодня вы его отругаете и обидите за рисунок, возможно через 20 лет, он не сможет позволить создать что-то творческое и прекрасное. Возможно, сегодня вы задавите в нем творца и созидателя. Дайте малышу творить так, как он хочет. Не оценивайте его, гордитесь его успехами. ИСКУССТВО – ЭТО СВОБОДА ЧУВСТВ, МЫСЛЕЙ, ЗАМЫСЛА, ТВОРЕНИЯ!
Прислушайтесь к себе, вспомните свой детский опыт, не произошло ли в вашем детстве подобного и теперь вы не рисуете, потому что боитесь, или считаете, что не умеете, или еще по каким причинам. А ведь хочется….
Теперь хочу поговорить о преподавании изо в садике, школе. Вот об этом: «над ним все смеются из-за рисования в садике».
Открою вам секрет методистов. Что такое изо? Это серия занятий по определенной программе. Программа призвана научить чему-то, т.е. имеет определенную цель и задачи. Привить «знания, умения и навыки» (чисто педагогические термины) НО… всегда нужно помнить, что программы составляются ОБЫЧНЫМИ людьми, с каким-либо уровнем знаний, с определенным опытом. То есть программу составил человек, а не кто-то свыше. И работает по ней тоже человек. И ребенок в своем творчестве должен, с точки зрения взрослых, соответствовать этой программе. Не слишком дико выглядит? То есть малыш должен рисовать по программе, составленной для усредненной личности. Составленной человеком, который никогда не видел вашего малыша, не знает его интересов, склонностей. А ребенок, значит должен соответствовать этой программе. И часто родители этого не понимают. Хорошая программа и преподаватель должны быть гибкими, подстраиваться под личность и индивидуальность. А не наоборот! То есть главное – ребенок, а не программа, разработанная кем-то, кто малыша и в глаза не видел.
Когда наша бабушка возмущалась, что мой сын в школе искусств не хотел, как все рисовать кружочки на хвостике рыбки. Я ответила: «Молодец! Просто умница!» Бабушка наша уверяла: «Так ведь сказали, что так надо!» Интересно кому надо? «Но ведь надо научится рисовать кружочки!» - говорит бабушка. А через 10 лет эти кружочки тем более никак не повлияют на жизнь моего сынишки. Да, развитие мелкой моторики – это прекрасно. Но ребенок, если ему надо, научится этому в другом месте и в другое время. Вот моему сыну приспичило нарисовать кружочки в клеточках. Пожалуйста, вот. Как вам эти кружочки? И ведь не лень было час рисовать….

Еще пример. Есть у моего сына хорошая подружка, старше его на 1,5 года. Моему Сёме 4г, а ей 5,5. Её родители – художники. И у них вполне здоровое отношение к творчеству своих детей. Пошли они с дочкой в ту же школу искусств, что и мы, только раньше начали. А доченька у них отказывается рисовать по заданию. Сначала просто сидела на занятиях. Потом стала рисовать свои темы, не обращая внимания на тему урока. Потом отказалась ходить в свою группу, стала ходить на занятия с более старшими детишками. Только через полгода стала рисовать со своей группой и делать по заданиям. А родители ей не мешали себя реализовывать. И учительницы тоже. Кстати, девочка очень умненькая, сообразительная, нам очень нравится.
Теперь хочу вернуться к вступлению и сказать о рисунках того 6-летнего шустрого мальчика. Перед уходом я попросила показать мне, как художнику, рисунки ее сына, «страшненькие», как описала его мама. Три рисунка мне принесли: «дом с привидениями», «ведьма» - красавица и «к 9 мая». Ну что скажу: композиция хорошая (как размещено на листе). Цвет интересный. Делаем это так: ставим рисунок к стеночке, отходим, прищуриваем глазки: ну, как, красиво? не заваливается картинка?и т.п. Цветовое решение работ хорошее.
Вы понимаете, малыш себя реализовывал. А учительница и мама просто оценили его по обычным стандартам. Ведь не было темы: сделать радостный дом или жилой. Была просто тема: дом. Вот детка и нарисовал «дом с приведениями» - он так захотел. Привидёныши были там такие хорошенькие, как снеговички. Дом, ведь может быть, какой угодно. К тому же он проявил фантазию, оригинальность. Возможно, поработал над своими страхами. И его за это ругают. Ерунда какая-то. Так же «красавица» - по каким стандартам она должна быть нарисована? А почему красавица не может быть ведьмой или наоборот. Почему красавицы, рисованные детьми, должны подходить под чьи-то идеалы? Ведь автор рисунка ребенок и он сам решает, что и как ему изобразить.
Давайте будем справедливыми к творчеству ребятишек. Не будем подходить к нему с точки зрения нашей «правильности», стандартности, взрослости. Дадим нашим детям ТВОРИТЬ и СОЗИДАТЬ, так как они сами хотят! И, возможно, они вас тоже этому научат, если у вас это уже утеряно. А тем родителям, которые умеют не вмешиваться в процесс творчества своих детей, не оценивать их работы и радоваться детским шедеврам – гип-гип, УРА! МОЛОДЦЫ!

 Мама Катя, 
хозяйка блога “Дом с ребятишками” (Razvitie-doma.ru)

Более ранние статьи на рисовально-живописную тему в рубрике “Живопись для мам и малышей”
Акварель и Гуашь – сравниваем. Как работать.
Покупайте детям хорошую акварель!
Почему многие не умеют рисовать? Вы думаете: мой ребенок талантлив или нет.
Почему многие не умеют рисовать? Что важнее – результат или процесс.
Для любопытных – ИСТОРИЯ «БАБЫ-ЯГИ», или как я создавала мою картину.

Масляная пастель и восковые карандаши. Сравниваем и рисуем.

******************
Р.S.

Огромное количество методической литературы написано, как учить ребенка рисовать, линии, черточки. А смысл какой? Это все хорошо, но суть, начинка где? Это все поверхностно. Ведь искусство, творчество идет из сердца, души. Вот что в первую очередь надо поддерживать и развивать. А потом уж приемы и методы. А обычно упор делается именно на это. Думаю, проблема в том, что часто взрослые не понимают, не видят и не умеют развивать эту сторону. Хотя, что винить родителей. Нас тоже когда-то воспитывали и терроризировали. Научиться  новому отношению, чтобы передать его детям, непросто. Но это не повод не учиться. 
********
Ещё статьи о творчестве:

Почему многие не умеют рисовать? Что важнее – результат или процесс. – статья о “правильности” в представлении взрослых.
Почему многие не умеют рисовать? Вы думаете: мой ребенок талантлив или нет. – продолжение.
Почему нельзя рисовать на листе ребенка? - статья Сергеевой Алены, автора блога “Краски-сказки”

16 комментариев:

  1. Катя,какую важную тему решила затронуть! Согласна, что если ребенок творит, то не нужно его сдерживать, пытаться ограничить какими-то рамками. Школьное ИЗО мне вообще не понять, ообенно когда ребенку ставят, например, тройку или даже четверку. За что? За то, что он старался и рисовал так, как он видит и чувствует, а не по образцу? По образцу - это к ксероксу :)

    ОтветитьУдалить
  2. Катя. читала на одном дыхании! Спасибо!!! Все очень верно вы написали. Мне кажется, что ребенка иногда можно направлять, предлагать ему идеи для творчества, а вот прислушаться к нам, сделать ли так, как мы предлагаем - это его решение и его надо уважать и ни в коем случае не навязывать сове ощущение прекрасного, коорые нам в свое время тоже кто-то навязал

    ОтветитьУдалить
  3. Катя, молодец! Я сама рисовать не умею, но полностью поддерживаю твою позицию. Не мешаю дочке рисовать так, как она хочет - без правил, оценивания, и уговоров сделать что-то правильно.

    ОтветитьУдалить
  4. Катя, очень понравилась статья.

    Мне кажется, что ребенок должен самовыражаться в рисунках. У него должно сначала сформироваться свой взгляд на мир, свой стиль, свое видении и пусть потом в это мягко плетаются техники и прийомы (если в этом возникнет необходимость)

    Я не один раз писала на своем блоге о том, что в моем понимании, лучшей моей помощью в развитии ребенка будет "НЕ МЕШАТЬ" и "СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ".

    ОтветитьУдалить
  5. Да, согласна, с Катей на все 100 %. Порой очень трудно не вмешаться, но я всегда изо всех сил стараюьс! Мне очень нравятся непосредственные детские рисунки, те, которые сделаны ребенком самостоятельно без вмешательства взрослых. Их хочется разглядывать и разглядывать.

    ОтветитьУдалить
  6. Катя, я с Вами тоже абсолютно согласна. Я сама в школе ИЗО терпеть не могла, потому что у меня не получалось "как надо" и мне всегда ставили плохие оценки. Я же собираюсь более деликатно отнестись к будущему творчеству дочки.

    ОтветитьУдалить
  7. Катя, не могу не согласиться с выраженной тобой позицией! Хотя, пока мы ходили в детсад, работы моего сына тоже не вызывали восторга у психологов и воспитателей. Моторика не развита, до задания дело даже не доходило, ему бы успеть кисточку взять. Но хочу отдать должное учителю рисования - педагог замечательный. Она , как никто другой могла увлечь сына,не требуя выполнения заданной темы, а подстраивалась под его желания. Я не скажу, что сын замечательно рисует, не хватает техники. Но его работы, иногда у меня даже дух захватывают. Я так не могу рисовать и фантазировать, как он. Поэтому, если он берется за краски, уже не обращаю внимание на брызги и то, что все вокруг будет "в цвете", самое главное - пусть творит. Мне самой в детстве не хватало этой свободы.

    ОтветитьУдалить
  8. Девочки, спасибо.
    Я часто думаю об этом. Сталкиваясь с таким отношением, что-то доказываю. Но в большинстве случаев, родители просто не слышат. Ведь учительница-воспитательница сказала, а это святое, откровение свыше, она ЗНАЕТ. Большинство даже не задумывается, что учитель обычный человек, со своими заблуждениями и недостатками.

    Рада, что понравилась моя статья. Огромное количество методической литературы написано, как учить ребенка рисовать, линии, черточки. А смысл какой? Это все хорошо, но суть, начинка где? Это все поверхностно. Ведь искусство, творчество идет из сердца, души. Вот что в первую очередь надо поддерживать и развивать. А потом уж приемы и методы. А обычно упор делается именно на это.

    Думаю, проблема в том, что часто взрослые не понимают, не видят и не умеют развивать эту сторону. Хотя, что винить родителей. Нас тоже когда-то воспитывали и терроризировали. Научиться новому отношению, чтобы передать его детям, непросто. Но это не повод не учиться. Ведь так?

    Кто весел - тот смеется,
    Кто хочет - тот добьется,
    Кто ищет - тот всегда найдет!

    ОтветитьУдалить
  9. Согласна на все 100. Сама рисовать не умею, но помню из детства ощущения как мне это нравилось. Потом сказали: не так. В каком-то возрасте нормальные оценки ставили хотя бы за хорошее копирование открыток, а потом выплывала только за счёт подружки из художки. Свою мелкую всячески подбадриваю, но когда она плачет, что "не получается и не правильно" иногда не могу найти слов. Слишком силён авторитет воспитателя. И всё же не теряю надежды и оптимизма:))

    ОтветитьУдалить
  10. Можно я свой пример приведу. Когда я была маленькой я неплохо рисовала. Тогда считалось хорошо, если срисованное было очень похоже на оригинал. Мои рисунки мне очень нравились, а вот родители сухо оценивали мои работы: "Молодец!". Поддержки особой я не ощущала и забросила. Через несколько лет моя мама удивлялась, почему я сейчас не рисую -"ведь ты хорошо рисовала". Тогда я не могла объяснить этого. Зато сейчас я открываю в себе новые творческие способности благодаря своим детям.
    У меня даже в мечтах взяться за кисть, приобрести нужные краски и материалы, но боюсь засмеют - нечем больше заняться!
    А ещё у меня вопрос по поводу неправильных рисунков: у Ляйсан (ей скоро 5 лет) в рисунках преобладают темные тона. На это даже руководитель группы в "Центре эстетического воспитания детей" заметила. Скажите, как отражается черты характера (например,трусость, уныние)на выбор цвета в рисунках?

    ОтветитьУдалить
  11. Альфия, Можно я отвечу? Иногда ребенок берет темные цвета, потоу что другие на белом листе кажуться ему "не видными", блеклыми.Ребенок ищет выразительности рисунка за ет контраста. А самый контрастный "Видый" к белому-чрный и другие темные оттенки. Попробуйте дать дочери для рисования темный лист или даже черный. Думаю, что она сразу выберет светлые тона:)

    Катя, статья просто отличная. Согласна с тобой и тоже всегда удивлялась методикам обучения рисованию детей.
    Совсем недавно перелопатила целую книжную полку по этому поводу - везде штампы и четкая оценка рисунка.

    ОтветитьУдалить
  12. Альфия, простите, что долго не отвечала. Добралась!
    Алена права. Цвет и тон бумаги очень полезно менять, а не работать только на белом. Это классное новое исследование для ребенка. Ведь все дети - "исследователи и познаватели".
    А еще, возможно, в данный момент она исследует свойства темных цветов, просто взаимодействует с ними. Ну, просто хочется ребенку.
    Или малыш не умеет брать чистые, яркие цвета, мешает много цветов вместе и получается грязно. Тогда можно показать КАК сделать чистые цвета. Не настаивая на этом. Просто познакомить. Не говоря, что именно это правильно.
    Или намешивает много цветов одновременно и получается грязновато. Максимум 3 цвета можно смешивать, чтоб не было сильно мрачно.
    Еще вариант: если это акварель, то не очень хорошего качества. Детка просто не может красочно сделать.
    А еще я разговаривала с психологом - в определенном возрасте ребенок лучше воспринимает черные и темные цвета.
    Конечно, часто говорят, что можно воспринять, что у ребенка на душе мрачно. Думаю, это вряд ли. Скорее тут некое исследование мира.
    То есть вариантов много.
    По поводу восприятия цвета. Есть книга: Серов "Цвет культуры". Так вот, там сказано, что в разных культурах одни и те же цвета могут означать совершенно противоположные понятия. Например, белый у нас цвет света, а в Индии - цвет траура. То есть цвет не отражает черты характера. Это мы и наша культура накладываем на него свою интерпретацию.

    ОтветитьУдалить
  13. Алена, спасибо.
    Самое главное, взрослые часто верят, что имеют право критиковать ребенка. Что взрослые лучше знают, как правильно рисовать. Бред, конечно. Но,... сколько поломанных талантов, униженного самоуважения, уничтоженной веры в свободу творчества. И так во всем. Эх!
    Хорошо теперь встречаются книги с нормальным отношением к рисованию. Вдохновляющие.
    Я считаю, что в обучении рисованию, это самое важное: дать человеку веру в себя! А техники, приемы, теория все-таки вторичны.

    ОтветитьУдалить
  14. Спасибо, Алена, Екатерина!
    Я уж думала тяга к темным цветам что-нибудь этакое значит! Теперь буду к этому спокойнее относиться :)

    ОтветитьУдалить
  15. Начала я писать комментарий, и он плавно превратился в комментарий-статью :)
    http://www.sitnichonok.ru/detskie-risunki-i-razvitie-tvorchestva

    ОтветитьУдалить

Архив блога

Ярмарка поделок мам и детей

Креатив с Лизой Арье. 2012

О проекте. 22.01.12 Архив проекта. Продолжение проекта ТУТ.

Двуязычие. Со Светланой Горячевой

Статьи из опыта учителя и владелицы детского сада читайте в блоге "Развитие речи. Двуязычие"

Английский с мамой. 2012

“Английский с мамой” - старт нового коллективного проекта
О проекте. 23.01 Темы: 1.2.3.4. 5.6.7. Обз.1.2. Продолжение тут.

Английские игровые занятия. Юлия Билык

Карандаш и Кисточка. Художественная школа мамы Екатерины

Вступление и 9 статей 2011г.

Мой реактивный ребенок! КомплексныйПроект мамы Елены.

ДетскАльбомы.ФлешМоб.

Флешмоб. Вяжем Вместе с Ириной Муравка: "Пальчиковые игрушки"

Флешмоб. Вяжем Вместе с Ириной Муравка: "Пальчиковые игрушки"  - куколки для театра.
Запись на проект. 11.03. 1. Обзоры:1.2. Скачать книгу.

Амигуруми-Шарики. Вяжем вместе. ФлешМоб.

СамодельныеПазлы.2012

"Пазлы своими руками". Выпуск №1 - "Простые фигуры".
Выпуски: 1.2.3.4.5.6.
Опыт мам: 1.2.3.4.5.