"Учиться никогда не поздно и всегда есть чему"
Уважаемые читатели! В блоге опубликованы 5408 статей. Ищите информацию по темам в отдельных Окошках и в Архиве. Удачи вам!

Старая рана - отклик сейчас.

Пост Екатерины про свободу фантазии и вечные "низя!", которые мы не можем в себе изжить, чем травмируем и калечим наших детей, отозвался во мне разными голосами, просто громовым ЭХО - так много раз в жизни я сама сталкивалась и сама грешила этим. Только по прошествии многих лет, после примера, который я вижу в другой стране я понимаю как мы были зашорены. А вот сейчас в новое время, уверена, можно изменить и себя, родителя, и всю систему воспитания начиная от садика и до школы.
Расскажу характерный пример из истории с моим сыном. Дело происходило в пятом классе провинциальной школы, в середине восьмидесятых годов. Классной руководительницей у нас была учительница русского языка и литературы, которая на каждом собрании распекала всех учеников и лейтмотив ее монологов был такой - "ах, как ей такой необыкновенной достались такие плохие дети". Я мама упрямая и считала своего сыночка самым умным и хорошим, поэтому решила прийти на урок и убедиться собственными глазами и собственными ушами что же происходит.
Прошло уже 25 лет, но я помню тему урока - разбирали картинку "Утро" - девочка стоит посередине комнаты перед раскрытым окном и тянет вверх руки, солнечные лучи пробиваются через ветки дерева и ветер колышет занавеску. Детям "на дом" было задано подготовить ответы на разные вопросы и написать всякие слова которые подходят к этой теме. На каждый вопрос учительницы только четвертый или пятый ученик давал ответ, который она принимала. Я сидела на задней парте рядом с очень добросовестной девочкой, которая судорожно перелистывала свои тетрадки с подготовленными вариантами ответов. Мне было страшно, хотя я знала, что меня-то не спросят и не обсмеют.  Дети уже видимо привыкли, что единственный шанс ответить правильно - это угадать что хочет услышать учительница. А ещё они знали, что какой бы ответ они не дали, все равно первые будут отринуты. Думаю, что сама учительница не знала. чего она хочет, видимо ей доставляло удовольствие делать всех дураками. Но я этого не знала сначала и не могла понять логику по которой принимаются или отвергаются ответы...
Поэтому я и боялась и чувствовала себя полной дурой. Однако последний вопрос вернул меня  в свое нормальное состояние. Его я тоже точно помню: "Какие чувства вызывает у вас эта картина?"
Вы себе можете представить, что про чувства, которые У ВАС вызвала картина, можно сказать "не правильно!" ? Кто может мне сказать "не правильно", если я так чувствую. В одном настроении мои чувства будут одни, в другом - другие. У одного человека утреннее солнце вызывает одни чувства, у другого другие. И тем не менее наша учительница посадила 3-х учеников, неправльно ответивших на вопрос "какие чувства вызвала у них эта картина".
Я была на столько глупа, что после урока сказала учительнице: на вашем уроке я бы ничему не научилась. Мы и ученики и родители были бесправны. Система не предполагала наличия собственного мнения. Я сама всё время шикала на ребенка: то нельзя, этого не смей, не беги, не шуми, не ... Правда, учить наизусть параграфы учебников не заставляла.
И я рада, что мой старший внук, тогда пятилетний малыш, принес из садика утверждение: у каждого человека свое собственное мнение. Что он не согласился "так же как на картинке" нарисовать окошки у дома, а сказал буквально такую фразу: "бабушка, тут нарисовано красиво, но я сам нарисую так как хочу, и это будет ещё лучше".
Я рада, что в школе, где я сейчас работаю добровольцем, детей хвалят за любую работу, их рисунками украшают стены и колонны в коридорах и залах. И мне нравится, что нет самого понятия "родительское собрание", вообще! Каждому родителю назначается свое точное время, когда он приходит беседовать с классным воспитателем. Маме или папе рассказывают только про его сына или дочь.
От воспитателей и учителей, которые работают в вечерних частных школах, открытых выходцами из бывшего Советского Союза, и посещаемых детьми из русскоязычных семей, я знаю, что им приходится на ключ закрывать дверь класса, чтобы не допустить самых рьяных бабушек, стремящихся подправить работу, сделанную ребенком. Потому что мы ещё до сих пор помним разные "низя".
Всегда с вами БабочкаЯночка
Что вы можете добавить к комментариям под упомянутой выше статьей:
Мама - Вырастай! комментирует...
Катя,какую важную тему решила затронуть! Согласна, что если ребенок творит, то не нужно его сдерживать, пытаться ограничить какими-то рамками. Школьное ИЗО мне вообще не понять, ообенно когда ребенку ставят, например, тройку или даже четверку. За что? За то, что он старался и рисовал так, как он видит и чувствует, а не по образцу? По образцу - это к ксероксу :)
Мария (учимся играя) комментирует...
Катя. читала на одном дыхании! Спасибо!!! Все очень верно вы написали. Мне кажется, что ребенка иногда можно направлять, предлагать ему идеи для творчества, а вот прислушаться к нам, сделать ли так, как мы предлагаем - это его решение и его надо уважать и ни в коем случае не навязывать сове ощущение прекрасного, коорые нам в свое время тоже кто-то навязал
Lilac комментирует...
Катя, молодец! Я сама рисовать не умею, но полностью поддерживаю твою позицию. Не мешаю дочке рисовать так, как она хочет - без правил, оценивания, и уговоров сделать что-то правильно.
Светлана Билецкая комментирует...
Катя, очень понравилась статья.

Мне кажется, что ребенок должен самовыражаться в рисунках. У него должно сначала сформироваться свой взгляд на мир, свой стиль, свое видении и пусть потом в это мягко плетаются техники и прийомы (если в этом возникнет необходимость)

Я не один раз писала на своем блоге о том, что в моем понимании, лучшей моей помощью в развитии ребенка будет "НЕ МЕШАТЬ" и "СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ".
Просто Мама комментирует...
Да, согласна, с Катей на все 100 %. Порой очень трудно не вмешаться, но я всегда изо всех сил стараюьс! Мне очень нравятся непосредственные детские рисунки, те, которые сделаны ребенком самостоятельно без вмешательства взрослых. Их хочется разглядывать и разглядывать.


4 комментария:

  1. Как же хорошо, что хоть где-то система стала другой, более гибкой и индивидуальной. Но и от родителя требуется, вероятно, столько терпения! Я пока не знаю, как адекватно относиться к поведению ребёнка, потому что пока нет опыта. Очень надеюсь, что не буду зажимать свою дочь, как когда-то зажимали меня. Мне было, по-моему, нельзя абсолютно всё. Однако, в этом есть и положительные стороны - родители смогли оградить меня от ненужного и сконцентрировать на обучении. Но при это мне нельзя было даже гулять с друзьями без взрослых (правда, это были лихие 90ые и теперь как мама я своих родителей очень даже понимаю). Очень сложно найти золотую средеину в этом вопросе.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, затронули очень серьезную тему! Для меня тоже очень важно воспитать в сыне творческое начало, умение увидеть несколько вариантов решения проблемы. И каждый раз я расстраиваюсь, когда не нахожу поддержки у педагогов.

    ОтветитьУдалить
  3. Яна, спасибо!
    Согласна с вами - система, это нечто. Она существует для усреднения личности, выравнивания всех под одну гребенку, внушения одинаковых мыслей. А не для развития индивидуальности. И большинство из нас вышли из этой системы.

    Есть хорошая книга о системе обучения. Автор американский учитель: "Фабрика марионеток: исповедь школьного учителя" Она есть в инете, можно скачать и прочитать. Рекомендую.

    И еще, да, я сынишку в его творчестве очень поддерживаю. но в быту часто, очень часто шпыняю, воспитываю, иногда совсем зря. Поле для работы над собой огромное. Может еще можно исправить собственные ошибки воспитания?

    ОтветитьУдалить
  4. Катя, Вы очень смелая. 25 лет назад высказать своё мнение учителю...нет, вообще иметь его ...альтернативное! я Вами горжусь. Именно такие люди могут защитить своего ребёнка, с ними спокойно и дети вырастают более уверенными в себе.
    Считаю себя бОльшим продуктом системы, думать научАюсь только теперь. Иногда даже страшновато, что дети перетянут в свою жизнь мои комплексы:)) Спасибо, Ваши мысли очень согрели мою душу. Всех благ!

    ОтветитьУдалить

Архив блога

Ярмарка поделок мам и детей

Креатив с Лизой Арье. 2012

О проекте. 22.01.12 Архив проекта. Продолжение проекта ТУТ.

Двуязычие. Со Светланой Горячевой

Статьи из опыта учителя и владелицы детского сада читайте в блоге "Развитие речи. Двуязычие"

Английский с мамой. 2012

“Английский с мамой” - старт нового коллективного проекта
О проекте. 23.01 Темы: 1.2.3.4. 5.6.7. Обз.1.2. Продолжение тут.

Английские игровые занятия. Юлия Билык

Карандаш и Кисточка. Художественная школа мамы Екатерины

Вступление и 9 статей 2011г.

Мой реактивный ребенок! КомплексныйПроект мамы Елены.

ДетскАльбомы.ФлешМоб.

Флешмоб. Вяжем Вместе с Ириной Муравка: "Пальчиковые игрушки"

Флешмоб. Вяжем Вместе с Ириной Муравка: "Пальчиковые игрушки"  - куколки для театра.
Запись на проект. 11.03. 1. Обзоры:1.2. Скачать книгу.

Амигуруми-Шарики. Вяжем вместе. ФлешМоб.

СамодельныеПазлы.2012

"Пазлы своими руками". Выпуск №1 - "Простые фигуры".
Выпуски: 1.2.3.4.5.6.
Опыт мам: 1.2.3.4.5.