Поверхность Земли очень разнообразна. В одних местах расстилаются равнины, в других поднимаются горы. Равнины и горы – основные формы поверхности суши.
Формы поверхности всегда имели большое значение для человека. Издревле люди стремились селиться на ровной местности: вдоль берегов спокойных рек. На склонах пологих холмов, в широких горных долинах. В таких местах удобно строить дома, заниматься земледелием, прокладывать дороги.
Задание:
§ Когда теоретический материал будет рассказан, поговорите с ребенком о той местности, в которой вы живете. Предложите ребенку нарисовать ее, а когда рисунок будет готов можно предложить составить ее (местности) план с обозначением гор, равнин, рек, озер и т.д. (это лучше делать после того, как вы прошли с ребенком понятия плана местности и масштабирования).
§ Прочитайте с малышом сказку, в которой описываются различные виды местностей, мне лично нравится сказка Волкова Волшебник изумрудного города, обсудите с ребенком какие виды местности встречаются героям, попробуйте нарисовать некоторые из них (по желанию ребенка).
§ А можно еще попробовать создать из подручных материалов героев сказки (страшилу из засушенной травы, дровосека – из проволоки и т.д. А из пластилина и всякой всячины или песка на даче и природных материалов воссоздать местность, пустыню, горы, думаю, детям очень понравится дорога из желтого кирпича, которую очень легко выполнить, имея под рукой желтую краску).
§ Подготовьте фотографии разных видов местности и предложите малышу разобрать их и определить, какая именно местность изображена на фотографии
§ Распечатайте картины известных художников с видами различной местности и совместите изучение гор и равнин с созерцанием прекрасных произведений искусства (см. Презентацию Формы поверхности в картинах художников)
§ Можно сделать отдельно по каждому виду местности фотоальбом из фотографий ваших путешествий
Предложите малышу отгадывать загадки о различных видах местности:
***
Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока закутаны в облака …гора
***
Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут
Камнепады там и тут,
Ну, какие разговоры –
Знаешь ты, что это … горы.
***
Посмотри, какая даль
Без конца и края,
Речка тихая журчит
В камышах вздыхая.
Ширь полей, размах степей –
Знакомая картина.
Только нет тебя милей
Далекая… равнина.
Задание:
§ Прочитайте малышу стихотворения про горы, долины холмы и т.д. поговорите, о чем рассказывается в стихах. Попробуйте нарисовать все стихотворение или его отдельные части (на мамино усмотрение)
Холм
Я взобрался на холм, оглянулся вокруг –
В этот сумрачный час не узнал я равнины.
Плыл с болота туман, надвигаясь на луг,
И над ним возвышались деревьев вершины.
А внизу, вдалеке, у подножья холма,
Где в овраге ручей извивался, играя,
Всем уже завладела и правила тьма.
Я спустился туда, осторожно ступая.
Свежий запах травы и вечерний туман,
Засыпающих птиц одинокие всхлипы –
Ночь для нас сотворили пьянящий дурман.
Я качнулся и сел под раскидистой липой.
(А. Шаталов)
Горы
Горы, горы, -
Что нам горы эти?
Что на горы эти
Мы глядим, как дети?
Мы глядим до боли
Синими глазами
На большие горы
С белыми снегами.
Ветры дуют,
Снег лежит, не тает.
Все попередумать
Времени хватает.
Там, в соседстве с небом,
На вершинах голых
Думается снегу
О зеленых долах.
Долы, долы,
Все леса кудрявы.
Не у нас ли дома
Мягче пуха травы?
Реки все парные
С мала до велика,
И летит над ними
Журавель-курлыка.
Горы, горы, -
Что нам горы эти?
Что на горы эти
Мы глядим, как дети?
Мы глядим до боли
Синими глазами
На большие горы
С белыми снегами.
(Д.Сухарев)
Не надейся на легкий подъем.
Не надейся на легкий подъем.
На прогулку не ходят в горы.
Плотный снег ботинками бьем,
Оставляя следов узоры.
Время вдруг прекратило бег.
Все короче шаги и вдохи.
Неба нет – только снег и снег,
И в него мы вбиваем ноги,
«Не дойти!» – холодит висок.
Может, нету вершины вовсе?!
«Ну, ребята, еще часок!» –
Проводник, утешая, бросил.
И казалось, дойти – нельзя!
Человек здесь ни разу не бып!
Только вдруг – синий свет в глаза.
Выше – некуда. Дальше – небо!
(И.Карцева)
Равнина
Как угрюмый кошмар исполина,
Поглотивши луга и леса,
Без конца протянулась равнина,
И краями ушла в Небеса.
И краями пронзила пространство,
И до звезд прикоснулась вдали,
Затенив мировое убранство
Монотонной печалью Земли.
И далекие звезды застыли
В беспредельности мертвых Небес,
Как огни бриллиантовой пыли
На лазури предвечных завес.
И в просторе пустыни бесплодной,
Где недвижен кошмар мировой,
Только носится ветер холодный,
Шевеля пожелтевшей травой.
(К.Д. Бальмонт)
1. Расскажите, что когда-то в доисторические времена на месте равнины могли возвышаться горы. Затем за долгие миллионы лет горы были разрушены под воздействием землетрясений, ветра, воды и остались только небольшие возвышения – холмы.
Проведите опыт:
Во время прогулки (возьмите с собой бутылку с водой и распрыскивателем на конце и, если у вас есть, ручной детский вентилятор, если его нет, можно просто использовать свой дыхательный аппарат). В песочнице постройте гору и поиграйте в силы природы: подуйте на гору вентилятором или просто своим ртом, чтобы песчинки начали рассыпаться, полейте водой, потом снова подуйте и так, пока не останется вместо горы небольшое возвышение Теперь ребенок наглядно смог увидеть на сколько горы выше холмов и как горы могут разрушаться с течением времени.
2. Во время отдыха можно использовать вот такую физкультминутку:
Дети по лесу гуляли, (маршируем на месте)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимаем головы кверху, «тянемся к солнышку»)
И их лучики согрели.
Бабочки летали, крыльями махали (Машем руками)
Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши)
Ногами топаем! (Топаем ногами)
Хорошо мы погуляли, (Маршируем, делаем вдох-выдох)
И немножечко устали! (Садимся)
Расскажите ребенку о том, как образуется овраг:
Образование оврага начинается с маленькой рытвины. Талые и дождевые воды размывают ее, и овраг постепенно увеличивается. Овраги могут быть мелкими, в несколько метров глубиной, и глубокими - в несколько десятков метров. Дно оврага всегда уже его верхней части. По дну оврага часто течет речка или ручей. Если по краям оврага разрастается много трав и кустарников, то он превращается в болото.
Задание:
§ Во время прогулки постарайтесь обыграть в песочнице образование оврага
§ Будет здорово, если одновременно вы построите целую «страну» где будут высокие горы, и равнины, лежащие между ними, и холмы, и овраги. А ребенок будет выступать в роли Матушки природы и что-то разрушать, что-то создавать, а вы сможете фотографировать все изменения, а потом создать мини-альбом, в котором будут отражены все виды и формы земной поверхности, а также рассказ о том, как ваш Матушка природа все это создает.
§ Расскажите малышку сказку об овраге и попробуйте обыграть ее.
Прямо посреди поля, между двумя холмами с пологими склонами, образовалась большая рытвина – её дожди и талые воды размыли. Конечно, она не сразу образовалась. Вначале чуть заметной канавкой была, но через несколько лет стала глубже, шире, заметнее.
Рытвина: спасибо вам холмы, что воду в меня льёте. Я с каждым годом всё больше делаюсь.
Холм: Мы не нарочно в тебя воду льём, она сама с нас стекает. Так что благодарить нас не за что.
Холмик: Ты нам совсем не нравишься – ты наши подошвы размываешь. Мы вовсе не хотим, чтобы ты росла.
Рытвина: Хотите вы или не хотите, а я всё равно расти буду.
Прошли годы. Всё это время со склонов холмов в рытвину регулярно попадало много воды, которая размывала землю. И вот рытвина превратилась в овраг.
Овраг: Вот я, какой большой – десять метров в глубину, десять метров в ширину, полкилометра в длину! Ни один трактор через меня не переедет.
Холм: Вот беда-беда, сейчас у него «ветви» появляться начнут, и тоже от нашей воды.
Холмик: А когда он ещё глубже станет, до подземных вод дойдёт, тогда по его дну речка потечёт. Она ещё сильнее землю размывать будет.
Тут вдали появилась колонна грузовиков. Машины подъехали к оврагу, и люди начали выгружать на землю саженцы кустов и деревьев.
Холм: Ура! Подмога пришла! Сейчас люди все склоны оврага кустами да деревьями засадят, очень трудно теперь воде будет землю размывать.
Холмик: И станет овраг расти намного медленнее. А придёт, время он и совсем расти перестанет – в балку превратится.
Совершите с ребенком поход (летом на даче) по лесу, заберитесь на какой-нибудь холм и спуститесь в небольшой овраг. Можно придумать обряд посвящения в Великого путешественника по окончании похода. Например, заранее сшить плащ, который будет помогать малышу в путешествиях, подарить удобную обувь путешественника (ex: лапти, я думаю, малыша они заинтересуют. Заодно можно рассказать историю возникновения такой обуви). Можно разрисовать лицо специальными красками (нарисовать какие-нибудь знаки и объяснить, что каждый из них значит). Потом разжечь костер и всем вместе приготовить еду путешественника (запечь картошку, поджарить на палочках черного хлеба и т.д.) Придумать можно абсолютно все, главное увлечь ребенка и оставить у него незабываемые впечатления .
Мама Мария,
автор блога "Учимся играя"
************
Вступительное слово тут.
Плановые статьи:
Планета Земля.
- Живая и неживая природа. Часть 1. Природа, Часть 2. То, что сделал ЧеловекЗнакомство с планетой Земля. Введение.
- Вода (океаны, моря, озера, реки). Часть 1., Часть 2., Водоемы и творчество., Водоемы из книг. Часть 3. Круговорот воды в природе.
- Суша (почва). Почва - эксперименты.
- Пустыни
- Горы
- Вулканы
География
- Глобус и карты
- Ориентирование в пространстве
- Масштабирование и план
- Полезные ископаемые
- Климат и погода
Как всегда великолепная подача материала и столько интересной информации!
ОтветитьУдалить