Сегодня мы начнем знакомить малыша с еще одним важным элементов на планете Земля - Почва. (лучше начать знакомство с почвой прямо на улице, на огороде, чтобы ребенку было понятнее о чем вы говорите)
Для начала расскажите, что Землей называют не только нашу планету, а еще и то, по чему мы ходим.
Почва – это часть природы, по которой ходит человек. Человек на ней выращивает картофель, капусту, морковь, свеклу, репу и т.д. Почва дает растениям элементы питания, влагу и в результате этого они дают урожай.
Почва – это верхний слой земли. Плодородие – главное свойство почвы. Что хотят люди сажая овощей? Высокого урожая
А сейчас я расскажите малышу сказку, о том, как родилась на планете почва.
(рассказывайте сказку и по мере рассказа показывайте картинки с изображением Горы, Солнца, Воды, Ветра, Мха, Лишайника, Бактерий или просто рисуйте предметы о которых рассказываете по ходу сказки).
Сказка.
Жила – была гора. Была она голая, лысая. Каждый день её нагревало солнце, при этом гора расширялась, как и все предметы при нагревании. А ночью, когда солнца не было, гора охлаждалась и сжималась. Этот каждодневный процесс приводил к появлению трещин. (Нарисовать в горе трещину).
Вода заполнила трещину в горе, замерзала, а при замерзании вода расширялась и трещина становилась ещё больше. Часто к горе прилетал ветер, он выдувал мелкие осколки породы, перетирал их и превращал их в глину и песок. Трещина заполнялась постепенно рыхлой породой. В таких мягких местах могли уже прижиться простейшие растения – лишайники и мхи. На горе жили ещё и бактерии, которые помогали превращать умершие мхи и лишайники в почву. Таким образом, за миллионы лет образовалась почва.
Процесс этот очень длительный. (1 см-300 лет, 20 см. – 6000лет показать соотношение на линейки)
Можно вместо сказки прочитать стихотворение:
Солнце жарко печет,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
Трещин прибавляется.
И заплакала гора:
- Ох, я стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору.
Поселился, лезет в гору.
Трещины покрыла Почва.
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
– Вновь я стала молода!
Попробуйте с ребенком инсценировать это стихотворение, например, вы будете гора, а ваш малыш пусть выступает в роли солнышка, воды, ветра и т.д.
После того, как вы поговорите об образовании почвы, порассуждайте зачем она нужна.
Прочитайте с ребенком стихотворение. Обсудите, почему каждый из героев стихотворение дал такой ответ про землю.
Сказала лопата:
- Земля, чтобы рыть.
Ботинки сказали:
- Земля, чтоб ходить.
А люди сказали:
- земля, чтобы жить
Во время работы на огороде обратите внимание детей на то, что семена растений сажают в почву, потому что именно она будет давать им воду и пищу.
Задайте ребенку вопросы.
ü Чем пахнет земля?
ü Всегда ли она пахнет одинаково?
ü Когда она бывает влажной, а когда - сухой?
ü Какого цвета земля?
ü Легко ли она рассыпается в руках?
ü Живет ли кто-нибудь в земле (может, вы увидите жуков, червяков и т.д.)
Информация
Биосфера – это еще одна оболочка Земли, населенная живыми организмами. Состав биосферы очень разнообразен.
Почва – это верхний рыхлый плодородный слой земли, где растут растения, обитают животные и другие организмы. Толщина слоя почвы неодинакова в разных местах планеты – от нескольких сантиметров до нескольких метров.
Из чего состоит почва? В состав почвы входят песок, глина, вода и растворенные в воде вещества, органические вещества – так называемый перегной или гумус, воздух. Ребенку объясните, что остатки растений, погибших животных перегнивают (отсюда слово перегной), оставляя в почве питательные вещества, и тем самым обеспечивают плодородие почвы.
Соотношение между частями почвы разное, поэтому так много разных почв – черноземы, каштановые, серые лесные, солончаковые и очень много других. Самые плодородные, самые ценные – черноземы, в них больше всего гумуса – до 20 %. Именно гумус придает почве темную окраску.
Растения, которые выращивает человек, забирают питательных веществ больше, чем возвращают их в почву (сравните, что в природе опадают листья, отмирают однолетние растения – через определенное время эти остатки превратятся в перегной, а человек, собирая урожай, не оставляет ничего или оставляет очень мало). Поэтому, чтобы получать хороший урожай, человек вносит в почву удобрения. Эти вещества делают доброе дело для растений и человека (при условии соблюдения меры, конечно).
Мама Мария,
автор блога "Учимся играя"
************
Вступительное слово тут.
Плановые статьи:
Планета Земля.
- Живая и неживая природа. Часть 1. Природа, Часть 2. То, что сделал ЧеловекЗнакомство с планетой Земля. Введение.
- Вода (океаны, моря, озера, реки). Часть 1., Часть 2., Водоемы и творчество., Водоемы из книг. Часть 3. Круговорот воды в природе.
- Суша (почва)
- Пустыни
- Горы
- Вулканы
География
- Глобус и карты
- Ориентирование в пространстве
- Масштабирование и план
- Полезные ископаемые
- Климат и погода
Познавательный материал! В учебниках по окружающему миру все очень сухо и школьникам уже неинтересно изучать все это. А в детстве, пока все хочется знать, нужно такую информацию впитывать. Спасибо, Мария!
ОтветитьУдалитьZelya. спасибо большое! Меня вот тоже всегда форма подачи материала в учебниках жутко раздражала, не интересно и сухо )
ОтветитьУдалить