Только я собралась писать занятие по круговороту воды в природе, как одна замечательная мама Маришка нашла удивительную игру на эту тему. Я дополнила его лишь немного картинками и сказками, а также стихами. Мы с Дашей уже изучили этот процесс. Присоединяйтесь!!!
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Мы использовали уже готовые картинки из наших любимых пособий
Вывод: вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.
Поищите дома и на прогулке, где может находиться вода (поговорите. В каком она состоянии: жидкая, твердая, парообразная)
Физкультминутка (под звуки воды, можно шум моря)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
(предложите малышу изобразить каждую строчку)
Спросите, как ребенок понимает этот стишок, какие чудесные превращения воды он заметил?
Расскажите ребенку сказку о круговороте воды в природе. Можно рассказывать сказку, описанную ниже, а можно и любую другую (варианты сказок можно скачатьтут)
“Путешествие капельки и ее волшебные превращения”.
“Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг, сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…”.
- В каком состоянии находится капелька сейчас? В жидком.
Стихотворение о жидком состоянии воды.
ДОЖДИК
По дорожке полевой
От реки спешу домой.
А из тучки-невелички
Льется дождик проливной.
Будто кто-то в высоте
Носит воду в решете,
Дождик, лей веселей,
Теплых капель не жалей!
Чем сильнее, дождик, льешь,
Тем тучнее будет рожь!
А. Яшин
Опыт №1 “Определение цвета воды”
- Какого же цвета вода?
Поставьте перед ребенком стакан с водой и попросите сказать, какого она цвета
Опыт №2 “Определение прозрачности воды”
- У меня на столе стоят 2 стакана: один с чистой водой, а другой с молоком. Давай посмотрим сквозь стакан с молоком на цветную картинку. Ее видно?
(Нет.) А если на ту же картинку посмотрим сквозь стакан с чистой водой? (Ее будет видно.)
вода – прозрачная.
Опыт №3 “Определение запаха воды”
- Какой запах имеют цветы? Духи?
(приятный, цветочный, сладкий и т. д.)
-А теперь понюхай воду. Имеет ли она запах? (нет)
Опыт №4 “Определение вкуса воды”
- Какая соль на вкус? (соленая)
- Лимон? (кислый)
- Попробуй воду на вкус. Какая она? (без вкуса)
Опыт № 5 “Определение формы воды”
- Посмотри, у меня в стакане вода, если я перелью в тарелку такое же количество воды, что изменится?
(вода принимает ту форму, в которую ее переливают, вода растекается)
- Так имеет ли вода определенную форму? (нет)
Ой, мы совсем забыли про нашу капельку. Что с ней произошло дальше…
“…После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться…”
- А мы с тобой скучаем зимой, когда замерзают лужи, реки – на них образуется лед, и когда выпадает много снега. (Нет, зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках.)
Все это можно делать только зимой. Почему?
(Потому что зимой есть и снег, и лед.)
- А в каком состоянии находится капелька сейчас?
(В твердом.)
Стихотворение о твердом состоянии воды.
ЗИМНИЕ ДЕНЬКИ
Музыка по воздуху зимнему плывет…
Шумно в парке отдыха, крепок звонкий лед.
Бегуны стараются, по катку летят.
Мамы улыбаются, глядя на ребят.
Снежные хрусталики падают на лед…
И большим и маленьким – всем полезен спорт!
С. Вигдоров
Опыт №6 “Определение цвета снега и льда”
- Какого цвета снег? (белый, когда он чистый)
- Какого цвета лед? (бесцветный)
Опыт №7 “Определение прозрачности снега и льда”
- Я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давай сравним, где видно картинку, а где нет (Под снегом не видно. Значит лед прозрачный, а снег непрозрачный).
Опыт №8 “Определение формы снега и льда”
- Посмотри, имеет ли форму лед?
(имеет)
- Какую?
(ту, в каком сосуде или в какой форме замерзает)
- А снег? ему можно придать разную форму.
(снег рыхлый, сыпучий)
Опыт №9 “Воздействие температуры”
Под действием тепла со снегом и льдом что происходит? Они превращаются в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под действием мороза, т. е. низкой температуры.
А что же случилось с нашей капелькой?
“…Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко…”.
- В каком состоянии капелька находится теперь?
(В газообразном.)
Стихотворение о газообразном состоянии воды.
ОБЛАКО
Ах, какое облако,
Облако глубокое,
Белое, далекое,
Прямо надо мной.
Ах, какое облако,
Облако высокое,
Облако далекое,
Не достать рукой.
Проплывет и скроется
В поле за околицей,
В озере умоется
Свежею водой.
В. Степанов
- Как жидкая вода при нагревании переходит в газообразное состояние, мы пронаблюдаем на опыте.
Опыт №10 “Превращение воды в газообразное состояние”
Мы наберем немножко воды в чайную ложечку и подержим ее над свечой. Вода при высокой температуре (100 С) закипает, со дна поднимаются пузырьки. Когда пар соприкасается с холодным воздухом – он становится видимым, но в большинстве случаев он невидим.
“…Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернутся на землю…”
- Крошечные капельки воды поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе.
- Давай вспомним, где вода встречается в жидком состоянии?
(В реках, озерах, в колодцах и т. д.)
- Где вода встречается в твердом состоянии?
(Сосульки, горки, снежные постройки и др.)
- Где вода встречается в газообразном состоянии?
(Пар чайника, когда течет из крана очень горячая вода)Включили горячую воду и посмотрели, как пар образуется.
Физкультминутка.
Физкультминутка.
- А сейчас мы с тобой немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.
Давай и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.
Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
На последок почитайте стихи:
***
Нависли тучи над селом –
И разразился в небе гром!
Катился гром, гремел, ворчал на всех
Кого в пути встречал.
На землю шляпкою гвоздя
Упала капелька дождя.
Она была совсем ничья,
Но стала капелькой ручья.
- Куда ты несёшься постой, ручеёк.
- Побудь, непоседливый, с нами!
- Спешу я, ребята, ведь путь мой далёк,-
Бегу я на родину, к маме!
- А кто твоя мама?
- Большая волна,
Волна океана седая.
О бурях неистовых пела она,
Меня на груди колыхая.
Всегда бы ту песню я слушать хотела,
Но солнце пригрело сильней.
И к странице тучке
Я паром взлетела.
Летела по свету я с ней.
- счастливая ты!
Увидела с неба всю землю с её чудесами.
Да, много в пути повидала чудес,
Но очень грустила о маме.
***
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – ВОДА!
Информация
Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.
Без пищи мы можем прожить 49 дней.
Без воды человек может прожить не больше 2-х суток.
Воды на Земле много - 2\3 поверхности; плюс вода рек, озер, ледников – получается 3\4, но мы используем всего 2% от этой огромной массы, т. к. вся вода соленая, а пресной (не соленой, которую мы можем использовать) - всего 2%.
- Какой вывод мы можем сделать?
(Воду нужно беречь.) Примеры из нашей жизни, что помыли посуду, искупались и выключили воду, т.к.ее мало, надо ее беречь, нельзя засорять водоемы, реки, т.к. вода нужна животным и растениям.
Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.
В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.
Мама Мария,
автор блога "Учимся играя"
************
Вступительное слово тут.
Плановые статьи:
Планета Земля.
- Живая и неживая природа. Часть 1. Природа, Часть 2. То, что сделал ЧеловекЗнакомство с планетой Земля. Введение.
- Вода (океаны, моря, озера, реки). Часть 1., Часть 2., Водоемы и творчество., Водоемы из книг.
- Суша (почва)
- Пустыни
- Горы
- Вулканы
География
- Глобус и карты
- Ориентирование в пространстве
- Масштабирование и план
- Полезные ископаемые
- Климат и погода
Просто супер! Спасибо!
ОтветитьУдалитьКак хорошо, что в интернете есть такие замечательные мамы, которые делятся своим бесценным опытом. Мария, спасибо огромное за материал!
ОтветитьУдалитьГузель, Наташа, спасибо за такие замечательные слова! Очень рада, что материал вам нравится :)
ОтветитьУдалить