"Учиться никогда не поздно и всегда есть чему"
Уважаемые читатели! В блоге опубликованы 5408 статей. Ищите информацию по темам в отдельных Окошках и в Архиве. Удачи вам!

Развиваемся с 2-х до 4-х. Советы Мамы Марии. Ориентирование в пространстве

 
Постоянное употребление в речи таких понятий, как лево/право, верх/низ, над/под и т.д. и т.п.
Игры-задания:
§  Просить ребенка показывать правые/левые части тела, просить сделать что-либо правой/левой рукой/ногой.
§  Рассматривая книги с хорошими крупными иллюстрациями, где четко видны предметы спрашивать ребенка, что лежит слева, висит справа, мяч под столом или над и т.д., если ребенок не говорит, то просить показать его ручкой. Если он затрудняется сделать это на картинке, то можно выполнять все задания дома в реальном масштабе.
§  Играйте с ребенком в игру «Зеркало». Пусть он повторяет за вами ваши движения. Если ребенок умеет говорить, то пусть сам называет то, что он делает (ex: показываю правую руку или просто правая рука, левая нога и т.д.). если ребенок не говорит, то пусть мама совершает действие, ждет когда ребенок повторит и называет его сама.
§  Возьмите квадратный или прямоугольный коврик, прикрепите к нему неширокую тесьму так, чтобы она разделила коврик на четыре квадрата. Попросите ребенка принести его любимую игрушку, потом сядьте вместе с ним по одну сторону коврика и покажите, где правая часть, а где левая. Попросите малыша посадить игрушку на правую часть коврика, а потом на левую. Потом покажите, где находится правый верхний угол коврика, а где левый верхний. Пусть попробует сам догадаться, где правый нижний угол, и поместит игрушку туда. Если видите, что пока ребенку трудно освоиться с новыми понятиями, помогите ему. Попросите его показать по очереди сначала правую руку, потом правую часть коврика, потом правый верхний угол. Задание можно разнообразить: малыш может не только перемещать игрушки, следуя вашим указаниям, но и помещать их по своему усмотрению в любой из квадратов. Но тогда просите его рассказать, где находятся его игрушки.
§  Вы рассказываете стишок, а малыш топает, как аист и повторяет понятия лево/право:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!
(И.Токмакова)
§  Предложенные задания описаны Сесиль Лупан.
Ребенок должен рассказать, какие помещения есть в его квартире, сколько комнат, куда нужно повернуть, чтобы попасть в спальню, кухню и т.д. Вы должны постоянно следить, чтобы ребенок замечал, где находятся определенные вещи. Примерно года в два малыш уже может визуально представить себе то, что не находится у него перед глазами. Пусть он научится различать комнаты в квартире.
Выберите для каждой комнаты типичный предмет. Ванну - для ванной комнаты, холодильник - для кухни, кровать - для спальни и т.д. Спросите ребенка, где находятся эти предметы. Если он еще не говорит, пусть покажет вам эти комнаты. Пробегитесь вместе с ним по квартире: "Где холодильник? А-а, в кухне! Ну, конечно же, в кухне, а не в спальне и не в ванной. Он в кухне!" Постепенно приучите его играть в эту игру в уме.
§  Подготовьте для игры план квартиры и карточки, изображающие мебель. Рисунки, соответствующие мебели в квартире, нанесены на прямоугольники. Размеры прямоугольников соответствуют стандартным размерам мебели. Вы также можете измерить и вычертить планы (правильно: «вид сверху») предметов вашей мебели самостоятельно. Советую пользоваться масштабными изображениями мебели, чтобы еще раз повторить вместе с ребенком такие понятия как план и масштаб.
Попросите ребенка расставить мебель на плане квартиры. Для самых маленьких можно начать с детской комнаты – для начала пусть ребенок выберет карточки, которые относятся к детской комнате. Затем, вы можете задавать вопросы типа: Что стоит слева от окна? Да, правильно – твоя кровать. Что справа от двери? Нет, комод рядом со шкафом. Давай посмотрим, что возле двери. Для детей постарше можно поиграть в дизайнерское бюро. Заказчик (мишка или кукла) с вашей помощью перечисляет, что он хочет видеть в новой квартире. А ребенок подбирает карточки и расставляет мебель по словесному описанию, недостающие дизайнерские изыски надо дорисовать. Кстати, можно не давать точное расположение предметов мебели, а попросить оформить комнату в каком-то стиле (японском, например). Это повод поговорить о традициях в разных странах.

§  «Что изменилось?»
Вариантов игры множество. Ребенок может выйти из комнаты, а вернувшись, рассказать, что в ней изменилось (переставлен стул, убрана книга со стола и т.д.) Можно в определенном порядке разложить на столе предметы и попросить малыша запомнить, что и где лежит. Затем он должен закрыть глаза, а вы - поменять местами два предмета (или один убрать). Вначале нужно брать небольшое количество предметов (4-6), менять местами не более двух из них. Усложняйте задания постепенно.
Если у вас есть книга сказок В. Сутеева, то можно использовать замечательные иллюстрации из этой книги. Например, сказка «Капризная кошка» очень хорошо подойдет для сравнения рисунков.
(с сайта Даниловой)
§  На сайте Лены Даниловой нашла вот такую интересную игру:
Приготовьте набор маленьких игрушек. Их надо будет строить в соответствии с указаниями водящего - генерала. Роль генерала поначалу будете выполнять Вы.
Играйте на столе или на полу. В центре плоскости, отведенной для игры, кладут картонный кружочек - начальную точку отсчета.
Генерал командует: "Зайчик, встань передо мной! Лисенок, встань справа от зайчика. Гномик, встань перед лисенком! И так далее.
После того как все игрушки выстроятся перед генералом, можно дать салют: похлопать и протопать столько раз, сколько участников парада выстроилось на столе.
Эту игру можно усложнять, меняя положение персонажей по отношению к ребенку. Ребенок может смотреть на игрушки со стороны генерала. Тогда они окажутся лицом к нему. А может смотреть на них с другой стороны - со спины. И в том, и в другом случае он должен уметь ориентироваться.
Если этот вариант игры освоен, можно попробовать проводить построение на шахматной доске (или на листе бумаге, расчерченном на крупные клетки). За начало отсчета выбирается любая клетка, которую укажет водящий. Кстати, в качестве войска можно использовать шахматные фигуры и, заодно, выучить их названия
§  В игре вместе с малышом могут участвовать его любимые игрушки. Важно, чтобы они были достаточно крупные, и их можно было посадить или поставить перед ребенком, за ним и сбоку от него. Ребенка поставьте или посадите в центре, а игрушки разместите вокруг. Скажите, что загадали одну из них, а ему надо угадать, какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит слева (или перед тобой, за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем меняйтесь местами, рассадите игрушки вокруг себя. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок.

2.      Расскажите ребенку, что для того, чтобы ориентироваться на улице, а особенно на природе (в лесу, горах, пустынях, море и т.д.) нужно намного больше знать, чем просто право/лево. Можно посмотреть вот такую презентацию: Ориентирование (нашла ее очень давно в интернете)

Уже повзрослевшему ребенку можно начать объяснять понятия сторон света и горизонта.

Представь, что ты стоишь посреди широкого  поля или плывешь на корабле в открытом море. Вдали небо как бы сливается с землей водой. Пространство, которое мы видим вокруг себя, называют горизонтом. А там, где кажется, что небо сходится с землей или водой, мы видим линию горизонта
Различают 4 основных стороны горизонта: север, юг, восток, запад. Их находят по положению солнца на небе. Утром солнце восходит на востоке, а в полдень оно находится на юге. В это время все тени от предметов указывают на север. Заходит Солнце на западе.
Если в полдень встать спиной к Солнцу, то тень которая упадет от тебя, будет направлена строго на север. Позади будет юг, справа – восток, слева – запад.

Рассказать ребенку про ориентирование по местным признакам





§  Кора на многих деревьях на северной стороне грубее, а на южной тоньше. Ветви деревьев в южной стороне длиннее и растут гуще.
§  С северной стороны трава вокруг деревьев и пней более свежая и зеленая, а с южной она выгорает.
§  Муравейники чаще строят с южной стороны деревьев
Задание:
§  Разложить перед ребенком картинки с изображением ориентиров (про мох, муравейник и т.д.) и попросить показать, где север, где юг

§  В теплые зимние дни понаблюдайте за таянием снега на улице или во дворе. Сравните таяние с южной и с северной стороны вашего дома.
§  Сходите с ребенком в «поход» в лес на даче или в парк. Предложите ребенку определить по каким-либо признакам, где какая сторона света находится.

Ориентирование по компасу.


Расскажите ребенку, что помочь определить стороны света помогает специальный прибор – компас.
 Задания:
§  Рассмотрите и назовите детали компаса (стрелка, шкала, корпус, предохранитель)
§  Спросите ребенка, как он думает, что означают на компасе буквы С, Ю, З, В.
§  Расскажите, что стрелка компаса сильно намагничена. Синий конец  указывает на север, а красный – на юг. От свободного вращения стрелку придерживает предохранитель. Для определения сторон горизонта надо положить компас на ровную горизонтальную поверхность и освободить стрелку от предохранителя. Когда стрелка остановится,  необходимо осторожно повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки оказался против буквы С, а красный – против буквы Ю. Предложите ребенку самому определить стороны света.
§  Предложите ребенку определить, в какой стороне от дома находится детский сад, школа, в какую сторону обращены окна квартиры
§  Предложите ребенку сделать самодельный компас. Вам понадобятся магнит, длинная игла и кусочек пробки
o   Пробку проткните иглой
o   Иглу на несколько минут положите на магнит (она намагнитится)
o   Положите иголку с пробкой в миску с водой – через несколько секунд она повернется. Один конец иголки будет показывать на север, другой - на юг.



-- 
С уважением, Мария
Учимся играя earlystudy.ru


Вступительное слово тут.
Плановые статьи:
Планета Земля.


География


5 комментариев:

  1. Мария, очень хорошая подборка занятий!
    С ковриком и игрушками - так просто и так полезно.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Альфия, спасибо большое!
    Я кстати забыла ссылку на презентацию дать http://depositfiles.com/files/o6c6qrrz1

    ОтветитьУдалить
  3. Мария, спасибо! Несколько игр-занятий я "взяла" себе на заметку для закрепления наших умений.

    Ангелина

    ОтветитьУдалить
  4. мария, очень интересно! СПАСИБО!
    Пошли играть!

    ОтветитьУдалить
  5. Машенька - какие изумительные занятия!
    Спасибо тебе огромное!!!
    Вот тебе ссылка на отличный рассказ на английском по теме "над и под"
    http://www.youtube.com/watch?v=ytc0U2WAz4s
    изумительный рассказчик - может ты не видела..

    ОтветитьУдалить

Архив блога

Ярмарка поделок мам и детей

Креатив с Лизой Арье. 2012

О проекте. 22.01.12 Архив проекта. Продолжение проекта ТУТ.

Двуязычие. Со Светланой Горячевой

Статьи из опыта учителя и владелицы детского сада читайте в блоге "Развитие речи. Двуязычие"

Английский с мамой. 2012

“Английский с мамой” - старт нового коллективного проекта
О проекте. 23.01 Темы: 1.2.3.4. 5.6.7. Обз.1.2. Продолжение тут.

Английские игровые занятия. Юлия Билык

Карандаш и Кисточка. Художественная школа мамы Екатерины

Вступление и 9 статей 2011г.

Мой реактивный ребенок! КомплексныйПроект мамы Елены.

ДетскАльбомы.ФлешМоб.

Флешмоб. Вяжем Вместе с Ириной Муравка: "Пальчиковые игрушки"

Флешмоб. Вяжем Вместе с Ириной Муравка: "Пальчиковые игрушки"  - куколки для театра.
Запись на проект. 11.03. 1. Обзоры:1.2. Скачать книгу.

Амигуруми-Шарики. Вяжем вместе. ФлешМоб.

СамодельныеПазлы.2012

"Пазлы своими руками". Выпуск №1 - "Простые фигуры".
Выпуски: 1.2.3.4.5.6.
Опыт мам: 1.2.3.4.5.