Французская чайка ловит рыбу. Сёма 4г 7мес
Всем добрый день!
Девочки отвечаю на ваши вопросы к посту: Что такое умение рисовать? Это умение видеть.
Ирина, спасибо за поддержку!
Лиза, про форматы - это ты молодец! Разные размеры и формы бумаги дают свободу, расрепощенность, умение хорошо работать с форматом, классно выстраивать композицию. Вижу это на работах своего сына - как он обживает пространство листа. Лучше мамы-художницы. Продолжай в том же духе - меняй формат, цвет, форму бумаги.
Леночка, у детей такие емкие, точные ассоциации. Образное отражение окружающего мира в рисунках. Я думаю, нет, чувствую, главное - не сломать это, поддерживать и развивать. Мне нравятся образы Вани. Классно, что он ломает шаблонные взрослые представления о действительности. Хотя "ломает" - это у нас, взрослых в голове. А у него мир образов эластичный, двигающийся, изменяющийся. Чем старше человек, тем больше образный мир у него закостеневает, и нужна раскачка. А у детишек оно все само есть. Конечно, не все взрослые такие, но многие, увы. А поговорить о красоте окружающего мира и о всяком подобном - это я всегда за!
Анна, хочу сказать о шаблонах. Вот сейчас твоему сынишке 1,5 года - ничего, пусть рисует на твоих рисунках. Ему интересно, и это хорошо. Можно сказать, это его первые раскраски, сделанные маминой рукой. Совместные работы мамы и детишек очень хороши! Вы друг друга учите.
Что я считаю обучением шаблонам и стереотипам? Когда ребенку специально показывают: вода голубая, солнышко – такое и в углу листа, вот зайчик рисуется так, медведь - так, да еще и в форме человека))) ну и тд. То есть, присоединяют к явлению определенный образ. А ведь мир вокруг живой, все время двигается, дышит, изменяется, поворачивается к нам разными ракурсами. И что делать с шаблоном? Шаблон останавливает эту двигающуюся красоту мира, вгоняет ее в этот скучный, неинтересный образ, к тому же часто не отражающий мир. Какие художники нас трогают за душу? Те, кто умеет уловить эту изменчивую красоту мира, идеи. А не те, кто круто владеет техникой и не те, что рисуют правильно.
Об этом я и говорю: показывать мир, знания – ребенок отражает его в своей работе – если я вижу интересное, значимое в рисунке, говорю про этот момент обязательно. Например: какие мазки разные – сухой кистью, влажной; Ты сложные цвета здесь намешал, не просто из баночки взял. Какие разные окошки; а это кто? Здорово, ты человека сзади нарисовал – очень похоже. То есть, чувствуя поддержку, малыш будет и дальше заниматься поисками, как выразить то, что он видит и чувствует.
А еще хорошо расспросить ребенка, что нарисовано на рисунке, подробно, все детали и записать внизу рисунка. Он снова переживает весь процесс рисования, учится превращать свои образы, чувства в слова, а вы лучше поймете его мысли, ассоциации, чувства, те же образы.
Если честно, меня не учили в пединституте этому, а обычной методике преподавания. К этому я пришла через размышления, свое творчество, творчество других, и это наш путь с сыном. Я спрашивала себя, возможен ли такой подход и даст ли он именно такие результаты. Сейчас Семе 4г 7мес и я уже могу сказать: ДА! Это работает! Сёма постоянно рисует: 5 работ в день минимум на разных форматах и всякими материалами + парочка на всяких маленьких листочках, что попадаются ему под руку. Он смотрит мультики, если рядом есть листик и ручка – он рисует. Лист зарисовывает с обеих сторон. Классно работает с форматом и композицией и техниками. Сравнивала с работами других детишек, старше его – фрагментарно и не цельно (очень часто), даже у тех, кто учится в художке или школе искусств. За день создает работы с самыми разными темами и сюжетами. Постоянно отражает наблюдения о мире + научные знания, которые почерпнул из книг, мультиков студии Саунд Берг, аудиоэнциклопедий с Чевостиком, программы «Хочу все знать», разговоров с мамой и папой, игр с другими детьми. Это все в его рисунках. Я его особо не учу рисовать, так чуть иногда показываю что-нибудь. Мы просто разговариваем, рассматриваем все, читаем книги, отвечаем на его вопросы всегда. Сынишке доступны все художественные материалы в доме, бумага любая, всегда стоит мольберт. Он устраивается на всех поверхностях, где вдохновение застанет. И я не скажу, что у него была особая склонность к рисованию, просто ему дали в этом полную свободу и поддержку. И результат мне нравится.
Руки с кровеносными сосудами. Сёма 4,6г
Человек-чудо-юдо-снеговик. (шея, плечи) . Сёма 4,6г
И вот о чем еще хочу сказать. Часто учат ребенка рисовать, потому что так принято, для развития и тп. А нужно смотреть: что интересно малышу. Например, сын моей подруги, Семин одногодка, обожает лепить из пластилина. Миша лепит так, как Сёма рисует – постоянно. Их лепка здесь. А может вашему малышу хочется выразить свои чувства и знания в танце, песнях или еще в чем-нибудь. Не нужно настаивать, чтобы он обязательно рисовал и лепил. Предоставьте полный доступ к материалам и, если ему интересно и нужно, ребятёнок займется этим творчеством. Рисуйте вместе, если хочется
Это самое главное: смотреть и чувствовать ребенка и себя, а не моду, нужно или какое-нибудь раннее развитие или поиски таланта. Повторю еще раз: верьте своему малышу и себе!
Если есть вопросы – пишите)))
Всего солнечного всем вам, девочки!
С вами была мама Екатерина, автор школы «Карандаш и Кисточка», хозяйка блога «Дом с ребятишками – развитие дома» - razvitie-doma.ru
******************
Добрый день, всем, кто следит за нашими игровыми занятиями! На этот день у меня был запланирован последний материал по цифрам, но я отступлю...
Приветствую Вас, дорогие читатели! Участие в фестивале «Ферма. Домашние животные» захотели принять моя сестра с племянником - мама Лариса и Ванечка...
Лежал у нас рисунок жирафа, который Рита сделала с помощью книги с трафаретами тропических животных, когда мы изучали животных Африки. И мы решили...
Дорогие мамы-читатели коллективного блога "Друзья БабочкиЯночки"! Вы решили принять вместе с детьми участие в нашем праздничном мероприятии...
Все верно написано. Я предлагаю своей дочке варианты работы, стараюсь найти что-то необычное, или наоборот создать шедевр из обычных вещей. А дочка уже сама делает как она это видит, поэтому конечный результат зависит только от ее фантазии.
ОтветитьУдалитьНашим маленьким достижением считаю то, что Катюша (4,4 г.) уже сама выступает инициатором творчества из подручных материалов, сама задает сюжет будущей поделки или картинки.
Рисует много, но пока каляки-маляки, без четких образов и линий. Хотя потом мне может целую сказку рассказать по своему рисунку. И каждый раз разную )))))).
И младшая за ней подтягивается...
Катенька, спасибо большое!!! Поняла, что мы двигаемся в правильном направлении!!! Вот вчера я ему рисовала все, что в голову придет, а он сразу начинал калякать поверх моих образов. Я сначала порадовалась, что разукрашивает, а потом задумалась не навязываю ли свои образы. И как раз в этой статье ответ на мой вопрос!!! Как здорово, что у нас свой мама-художник-консультант!!! Еще раз спасибо, Катенька!!!
ОтветитьУдалитьГалина, как же здорово, что ваше творчество вовсю развивается! Вашу работу последнею я видела))) Класс!
ОтветитьУдалитьВы правы, Галя, очень-очень, стоит дать ребятенку свободу в творчестве - и он ТАКОЕ сотворяет! Большинству взрослых и не снилось! А сколько фантазии, образности.
Рада за вашу Катюшу! Младшей как хорошо - она уже оказалась в этом творчестве. Наш младшенький Матвейка вовсю тоже участвует в создании шедевров)))
Кстати, сколько вашей малышке - подпишу на рисунке?
Лизонька, а я для вас в первую очередь и написала про шаблоны - ваш же вопрос был! Вы в нужном направлении идете с сынишкой! Главное, прислушаться к своим чувствам и присмотреться к ребятенку. А не к голосу разума или общепринятым методикам и стереотипам. Желаю вам свободы и радости в совместном творчестве.
ОтветитьУдалитьКатюше 4,4 годика, а Софии - 1,10 годиков.
ОтветитьУдалитьСпасибо за поддержку, теперь будет больше уверенности в моих занятиях с девочками.
Галина, очень хорошо, подпишу и выложу в сказке)))
ОтветитьУдалить