"Учиться никогда не поздно и всегда есть чему"
Уважаемые читатели! В блоге опубликованы 5408 статей. Ищите информацию по темам в отдельных Окошках и в Архиве. Удачи вам!

Опыт мамы Жасмин. Почему я выбрала звуковой метод обучения чтению?

 Когда я узнала, что у меня родится дочь, я представляла, как мы вдвоем будем сидеть на лугу среди желтых одуванчиков, это была своего рода метафора ее детства. До четырех лет мы только ели, гуляли, играли, нюхали цветочки, раскрашивали картинки, лепили, ездили на рыбалку, слушали аудио-сказки и мамино чтение. У меня даже мысли не возникало, что ребенка можно или нужно учить читать раньше четырех лет.
Однажды я встретила маму, которая показывала в парке своему малышу карточки по методике Г.Домана. После продолжительного разговора с ней, я поняла, что этот метод не подходит для ленивой мамы. Да и зачем изобретать велосипед, если я научила  сестренку, а затем и братишку читать традиционным способом. Рано или поздно все дети начинают читать, поэтому я совсем не торопилась открывать дверь в чудный мир самостоятельного чтения для Элизы. На первом месте для меня было здоровье физическое и до школы мы вообще болезней не знали. В детский сад мы не ходили, поэтому подготовкой к школе нужно было заниматься дома, а значит, вся ответственность за подготовку игр-уроков возлагалась на меня.



Я отвергла методики Г.Домана, М. Монтессори и Н. Зайцева, не потому что увидела в них недостатки, просто не было времени и желания  вникать во все особенности этих разработок, покупать пособия или делать их самой, придерживаться правил или искать группы, в которых занимаются с дошкольниками.

Вот что написала в комментариях к первой статье Мария (учимся играя): " 
Сейчас моей дочке 2 года и она начинает читать простые слова, все, что не может прочитать вслух, может показать пальчиком в тексте.И если вы спросите, зачем 2 летнему малышу уметь читать. то я отвечу, что чтение не самоцель.Помимо навыка чтения ребенок развивает память. У домановский детей она просто отменная.Доман помогает стимулировать зрение у малышей (во время показа, особенно математики), развивает память, дисциплинированность (так как есть режим просмотра карточек и ребенок понимает, что в его жизни присутствует некое расписание. что в будущем ему пригодиться), ну и конечно любовь к чтению".



 Никто не станет спорить, что многие родители научили своих 2-3 летних малышей читать, благодаря своему терпению, дисциплинированности и целеустремленности. И я очень надеюсь, что их дети с удовольствием читают отечественную и зарубежную литературу, но есть одно НО. В 6-7 лет им придется пойти в школу, а там их снова будут учить читать, но только не так, как мама в детстве. А на уроках русского языка слова нужно будет разбивать и на слоги, и на звуки. Именно, поэтому я выбрала традиционный, пусть и не «модный» путь обучения дочери. Он тоже дает свои результаты, в начале первого класса скорость чтения у Элизы была на уровне конца 3 класса.
 Но почему тогда звуковой метод не столь популярен?
 Вот несколько причин:
 1. Даже проходящее в виде игры обучение требует от маленького ученика определенных усилий. Поэтому последователи автора этой методики рекомендуют не начинать занятия раньше 4 лет, а значит, читать дети научатся к 5 годам. Лично мы за этот период успели прочитать все, что было в детской библиотеке. Как оказалось, библиотека не была готова удовлетворить нужды маленького читателя. Хорошо, что знакомые постоянно приносили нам новые книжки из серии «Читаем по слогам». Стоили эти книжки всего 7 рублей, и друзья с подарочком приходили, и мы довольны были. Особенно, мне нравилось, что в этих книжках были красивые картинки, слова были разбиты на слоги, а над ударными гласными проставлены ударения. В моем детстве таких книг не было. Я получала удовольствие вместе с дочерью.
 2. Дети читают по слогам, а не целыми словами. Нужно пройти длинный путь от звука к слогу, а потом к слову и предложению. Довольно долго дети будут читать медленно. Даже простые, но длинные слова будут читаться с трудом. Сложно воспринимаются слова с мягким и твердым знаком и слоги из трех- четырех букв. Именно в этот момент у Элизы пропало желание читать столбики со слогами, и мы какое-то время не возвращались к таким слогам. Потом желание читать появилось неизвестно от куда, и все встало на свои места.
 3. Непонимание прочитанного. На начальном этапе, складывая из слогов слово, некоторые дети не сразу понимают, что за слово они произнесли. Поэтому, после прочтения каждого слова по слогам, мы обязательно произносили его целиком. Бывали случаи, когда прочитав длинное слово, ребенок уже забывал, из каких слогов оно состояло, и не мог повторить его сразу целиком. Тогда мы читали слово еще раз.
Почему мне нравится этот метод?
 1. Приобретение любого навыка не обходится без регулярной тренировки. Когда ребенок достаточно потренируется и разберется, что к чему, читать он будет хорошо.
 2. В этом году Элиза заканчивает начальную школу. Если честно, я была поражена тому, сколько внимания на уроках русского языка уделяется фонетике. К счастью, мне не приходится ничего объяснять, потому что после объяснений учителя у нее не возникает никаких трудностей с делением слов для переноса, с выделением орфограмм и множеством других мелких заданий, которые им приходится выполнять, не говоря уже о фонетическом разборе слов.
 3. Этот метод не требует больших финансовых затрат и тщательного изучения методики. Достаточно иметь кассу букв и пособие по обучению чтению. У нас была магнитная доска с магнитными буквами и одна книжка Сергея и Ольги Фединых «Как научить ребенка читать» из серии «Внимание: дети!».
 В следующий раз я приведу примеры упражнений, которые используются для развития фонематического слуха у детей.
   
Жасмин,
 автор блога " Мамина Школа для дочки"


Вас заинтересовал звуковой метод обучения чтению? Советуем еще почитать по этой теме:

11 комментариев:

  1. Интересно было почитать!
    Надо будет и мне поделится нашим опытом :)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, очень интересно. Я, если честно, даже и не знала, что теперь так рано деток учат читать. Дочка у меня совсем кроха, до чтения нам далеко, но теперь буду знать, когда примерно стоит учить читать.

    ОтветитьУдалить
  3. Марина,

    Обязательно поделитесь своим опытом, ведь вашей дочке уже 6 лет, я уверена, что не только мне это будет интересно.

    ОтветитьУдалить
  4. Anna,
    Сейчас часто говорят об обучении детей чтению с пеленок, потому что мозг ребенка обладает уникальными возможностями. Но каждый выбирает для себя, каким путем идти.

    ОтветитьУдалить
  5. Сына я научила читать именно звуковым методом. Только немного другим. Начал читать в 3,9. Хотя знал только треть букв. Сейчас 4г - САМ исследует премудрости чтения. что надо спрашивает у мамы. Учился примерно год. Тратила 1-5 мин в день, начиная читать вечером книгу. не читали никаких столбиков со складами. Несколько раз за этот год играли магнитной азбукой и кубиками Зайцева. Но главное - это звук и склад!Научила буквально "левой пяткой". сынок прекрасно разбирает слова на слух, записывает их со слуха, подбирая буквы. Оставшиеся буквы запомнил позже. помоему все еще все не знает. Зато читает слова и маленькие предложения. Причем все сам - ему очень нравиться. Зачем такой сложный традиционный метод, когда можно просто и легко научить без всяких букварей. И мой сын просто на "ты" теперь со словом и звуком. Чему я очень рада. даже сама такого эффекта не ожидала. Тоже напишу статью на эту тему. Попозже. Пока другим занята.

    ОтветитьУдалить
  6. Вот я теперь с младшим внуком буду слова на слух проговаривать - это ему нравится. А над слогами он просто смеялся и я это занятие оставила. Сами-то буквы выучили быстро, но дальше не пошли. И я не обратила внимание, что ребенок мне сам подсказывал дорогу: он называл начальные звуки каждого слова и даже стал правильно себя по имени называть. До 2,5 лет он называл себя Нёня, а когда букву "лисичка" выучил, понял, что надо говорить Лёня. Вот я про это писала три года назад: http://bocnumamel.blogspot.com/2008/09/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
  7. Екатерина,

    Все дети разные, кто-то схватывает все на лету, а кто-то, увы, даже в четвертом классе читает по слогам. И родители разные, кто-то влюблен в метод Г.Домана, кто-то в кубики Зайцева, а кто-то не может позволить ни того ни другого. Дети, действительно, сами подсказывают какой дорогой идти,видимо интуитивно. Я уже писала, что Элиза готова была заниматься чем угодно, лишь бы с мамой, поэтому проблем не было со слогами. Я выбрала традиционный путь, потому что, знала, что ее ожидает в начальной школе. Научить читать можно как угодно, а вот подготовить к школе - это другой вопрос. Наша учительница говорила, что большинство детей пришли в первый класс очень хорошо подготовленные, а начали учиться в школе и возникли проблемы, в основном с русским языком. Так столько всего проходят и в быстром темпе и только те, с кем мамы ежедневно делают уроки учатся хорошо. Зачастую родители сами ничего не понимают в фонетике, а ее в программе очень много. У меня дочь программу осваивает хорошо, потому что теория ложилась на дошкольную практику. И уроки она делает всегда сама, в каких-то вопросах, она лучше меня разбирается. С точки зрения мамы я тоже вижу много "лишнего", порой непонятного в этом методе, но школьную программу и ее требования никто не отменил. Поэтому я выбрала этот путь, чтобы не только читать научиться, но и облегчить адаптационный период в школе, и целей своих добилась.

    Екатерина,
    Как только найдете время, обязательно напишите статью. Ваш опыт сможет помочь другим мамочкам, у которых еще есть время, чтобы все обдумать и сделать свой выбор.

    ОтветитьУдалить
  8. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  9. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  10. Предыдущие мои сообщения были удалены Яной по моей просьбе, там клякса на кляксе...)))
    Я начала сына учить буквам в 3-4 года, сейчас ему 6, и он умеет читать по слогам и по-русски и по-литовски немного. Но дело в том, что это лишь механическое чтение. Книги он любит слушать, а читать самому еще не видит смысла. Поэтому я не хочу на него давить,чтобы учение не было мучением, ведь ему скоро в школу, и хотелось бы избежать представлений,что учеба это давление извне. Поэтому буду внимательно следить за вашими публикациями, ведь у меня растут еще детки, знания очень понадобятся!Мне интересен опыт Марии Курвитс, Мария, учили ли вы ребенка читать на двух языках, ведь вы живете в Эстонии и двуязычие реальность вашей жизни?

    ОтветитьУдалить
  11. Удивительно, но я про звуковой метод обучения чтению узнала совсем недавно (пару месяцев назад). А метод то оказывается старый:)))А про Зайцева и Домана знала почти с рождения Маши и примеряла на нас по чуть-чуть... Не форсируя. Но вот узнала про звуковой и поняла, что это то, что мне нужно! При чем меня поразила легкость метода, его естественность, планомерность...

    ОтветитьУдалить

Архив блога

Ярмарка поделок мам и детей

Креатив с Лизой Арье. 2012

О проекте. 22.01.12 Архив проекта. Продолжение проекта ТУТ.

Двуязычие. Со Светланой Горячевой

Статьи из опыта учителя и владелицы детского сада читайте в блоге "Развитие речи. Двуязычие"

Английский с мамой. 2012

“Английский с мамой” - старт нового коллективного проекта
О проекте. 23.01 Темы: 1.2.3.4. 5.6.7. Обз.1.2. Продолжение тут.

Английские игровые занятия. Юлия Билык

Карандаш и Кисточка. Художественная школа мамы Екатерины

Вступление и 9 статей 2011г.

Мой реактивный ребенок! КомплексныйПроект мамы Елены.

ДетскАльбомы.ФлешМоб.

Флешмоб. Вяжем Вместе с Ириной Муравка: "Пальчиковые игрушки"

Флешмоб. Вяжем Вместе с Ириной Муравка: "Пальчиковые игрушки"  - куколки для театра.
Запись на проект. 11.03. 1. Обзоры:1.2. Скачать книгу.

Амигуруми-Шарики. Вяжем вместе. ФлешМоб.

СамодельныеПазлы.2012

"Пазлы своими руками". Выпуск №1 - "Простые фигуры".
Выпуски: 1.2.3.4.5.6.
Опыт мам: 1.2.3.4.5.