"Учиться никогда не поздно и всегда есть чему"
Уважаемые читатели! В блоге опубликованы 5408 статей. Ищите информацию по темам в отдельных Окошках и в Архиве. Удачи вам!

Опыт мамы Жасмин. Упражнения на развитие фонематического слуха дошкольников



Многие педагоги утверждают, что способность воспринимать все звуки речи и различать их, является важным условием для успешного обучения грамоте. В раннем детстве ребенок учится произносить звуки и различать их на слух. А при обучении чтению к органам речи и слуха подключается еще и зрение.
До школы мы ходили на занятия к логопеду два раза в неделю. Я должна была конспектировать все упражнения в тетрадочку, чтобы дома заниматься с дочкой самостоятельно. Кстати, мы обратились к логопеду, так как не выговаривали звук «р», но врач поработала и над другими звуками. С первого класса Элиза участвует в конкурсе чтецов в школе и занимала первое место. Поэтому, не стоит пренебрегать услугами хорошего логопеда. Но вернемся к нашим логопедическим упражнениям, многие из них использовались и нашей учительницей в первом классе. Приведу лишь несколько примеров. 
 1. В начале, в середине или в конце
Упражнение тренирует внимание и учит распознавать звуки, расположенные в разных местах в слове. Выбираем какой-нибудь звук, например, «м». Правила игры: если звук расположен в начале слова, то нужно хлопнуть в ладоши один раз, если в середине – два раза, а в конце - три. У логопеда есть для этого карточки, ну а мама может заранее подобрать слова с нужным звуком.
 2. Ловим звук
Рассказываем ребенку о том, что выбранный нами звук пошел гулять по свету. А так как нам без него никак не прожить, мы будем его ловить в словах, которые начинаются на этот звук. Как только услышим этот звук в слове, ребенок хлопает в ладоши. Звук может пойти погулять в лес, в парк, на луг, тогда слова можно подобрать по тематическому принципу. Например: Решил звук «п» заглянуть в зоопарк, а там столько животных живет. Я буду их называть, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь «п». Панда, попугай, бегемот, крокодил, павиан…
Чуть позднее можно не просто перечислять слова, а медленно прочитать маленький стишок.
 3. Различаем твердые и мягкие согласные
У Саши большой шарик. Воздух из шарика выходит так: с-с-с-с (твердо)
У Сережи маленький шарик. Он сдувается и воздух из него выходит так: сь-сь-сь –сь (мягко).
А теперь послушай и скажи, чей это шарик сдувается.
Можно самим придумать такие ситуации, а можно воспользоваться уже готовыми идеями о больших и маленьких комариках, машинах и т.д.
 4. Угадай звук
Вы произносите три-четыре слова, в которых встречается один и тот же звук. Ребенок должен определить этот звук. Например, слон, мост, оса, ус.
 5. Шуточные стишки.
Вы читаете коротенький стишок или строчку из стихотворения и заменяете в одном слове звук. Ребенок должен найти ошибку.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси мне хлеба.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
6. Закончи слово слогом
Предложите ребенку договорить слоги, произнесенные вами, одним слогом, например БА. А потом сказать, какое получилось слово. Например, РЫ- ; ЖА-; ТУМ-; ГУ-.
 В первом классе большое внимание будет уделяться гласным и согласным звукам. Дети будут выкладывать схемы слова с помощью цветных кружочков, выполнять более сложные упражнения на развитие фонематического слуха. Так что начинать нужно со звуков, а лишь потом переходить к буквам. Как организовать занятия по обучению чтению? Об этом будет следующая статья.
Жасмин,
 автор блога " Мамина Школа для дочки"



Вас заинтересовал звуковой метод обучения чтению? Советуем еще почитать по этой теме:

  

5 комментариев:

  1. Очень интересные игры! Можно играть в них даже не при изучении букв, а при занятиях фонематикой с ребенком.

    ОтветитьУдалить
  2. Это точно. Моя дочь часто не может найти свои мелкие вещи. Когда она была маленькой, я ей говорила, чтобы она их позвала, может быть они услышат. Растягивая слова, мы выделяли ударный слог. Самое смешное, что и сейчас она иногда начинает "звать" свои потерянные вещи. А в школе этот навык пригодился.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень много интересного узнал у вас. Заходите и вы ко мне, может тоже чего найдёте
    http://det-sad29.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить
  4. Sadretyy,у вас тоже много полезной информации. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  5. Действительно, игры замечательные! Помогут понять ребенку, что такое звук. А еще пригодятся в пути, я собираю такии игры с которыми можно было бы играть с ребенком в машине, когда ехать далеко.

    ОтветитьУдалить

Архив блога

Ярмарка поделок мам и детей

Креатив с Лизой Арье. 2012

О проекте. 22.01.12 Архив проекта. Продолжение проекта ТУТ.

Двуязычие. Со Светланой Горячевой

Статьи из опыта учителя и владелицы детского сада читайте в блоге "Развитие речи. Двуязычие"

Английский с мамой. 2012

“Английский с мамой” - старт нового коллективного проекта
О проекте. 23.01 Темы: 1.2.3.4. 5.6.7. Обз.1.2. Продолжение тут.

Английские игровые занятия. Юлия Билык

Карандаш и Кисточка. Художественная школа мамы Екатерины

Вступление и 9 статей 2011г.

Мой реактивный ребенок! КомплексныйПроект мамы Елены.

ДетскАльбомы.ФлешМоб.

Флешмоб. Вяжем Вместе с Ириной Муравка: "Пальчиковые игрушки"

Флешмоб. Вяжем Вместе с Ириной Муравка: "Пальчиковые игрушки"  - куколки для театра.
Запись на проект. 11.03. 1. Обзоры:1.2. Скачать книгу.

Амигуруми-Шарики. Вяжем вместе. ФлешМоб.

СамодельныеПазлы.2012

"Пазлы своими руками". Выпуск №1 - "Простые фигуры".
Выпуски: 1.2.3.4.5.6.
Опыт мам: 1.2.3.4.5.