"Учиться никогда не поздно и всегда есть чему"
Уважаемые читатели! В блоге опубликованы 5408 статей. Ищите информацию по темам в отдельных Окошках и в Архиве. Удачи вам!

Развиваемся с 2-х до 4-х. Советы Мамы Марии. Масштабирование. План.

 
1.      Расскажите ребенку, что все, что мы видим вокруг называется видом местности. Если подниматься вверх, то пространство, которое мы можем видеть будет постоянно расширяться
§  можно подняться с ребенком на смотровую площадку или просто на самый верхний этаж вашего дома
Подробное изображение нашей Земли дается на географической карте (подвести ребенка к карте убедиться в этом), а еще более подробное – на плане. Далее расскажите ребенку, что жизнь современных людей трудно представить без планов и карт
§  в качестве отдельного урока можно почитать книги и рассказы о известных мореплавателях, которые открывали новые земли и составляли первые карты
Планы и карты используют люди различных профессий. Например, при строительстве городов делают подробные планы местности, на которых отмечают парки, озера, леса, реки, мосты, дома и т.д.
§  обсудите с ребенком кому еще необходимы карты (геологам – при добыче ископаемых, в сельской местности каждому хоз-ву нужны планы земель, план местности важен и при военных действиях и т.д.)
Объясните ребенку, что чтобы хорошо разбираться в планах, нужно знать условные обозначения и уметь самому составлять планы.
План местности – это изображение небольшого участка земной поверхности сверху в уменьшенном виде. Чем же отличается план местности  от рисунка? На рисунке вид местности может быть изображен сбоку, на плане – сверху. Для изображения предметов на плане используют условные обозначения. На плане всегда обозначены стороны горизонта, на рисунке их нет. Направление сторон горизонта может быть обозначено стрелкой С-Ю. Если стрелка отсутствует, то северной стороной принято считать верхнюю часть плана, а южной – нижнюю.
Задание:
§  Рассмотрите рисунок пришкольного участка и его план и сравните их
§  Найдите на плане здание школы, спортплощадку, бассейн и т.д.
§  Как определить на этом плане стороны горизонта
§  Покажи на плане направление от школы: на север, на юг и т.д.


2.      Теперь познакомьте ребенка с понятием масштаба.
Для изображения местности на плане применяют масштаб. Масштаб – это число, которое показывает, во сколько раз уменьшены расстояния на чертеже, плане, карте.

Задания (с сайта Лены Даниловой):
§  Покажите ребенку линейку (хорошо, если их будет несколько, разных) и рулетку. Совместно с ребенком убеждаемся в совпадении шкалы на всех линейках.
Пусть ребенок попробует ответить, для чего нужна единая шкала, если не сможет - попробуйте нарисовать «смешную» линейку с произвольной шкалой. А потом что-нибудь измерить двумя линейками (правильной и веселой), и показать, что такие результаты нельзя между собой сравнивать. Если позвонить бабушке, и попросить пошить платье для куклы ростом в четыре смешарика, можно в подарок получить совсем не то, что нужно! А если сказать, что рост куклы 30 см – бабушка сразу поймет, ведь у нее есть линейка с единой шкалой.
Сравнивать нельзя, но в сказочной стране можно применять и нашу веселую линейку. Измерьте рост игрушек в смешариках (придумайте свою единицу измерения).
§  Расскажите, что в разных странах использовали или продолжают использовать свои единицы измерения. Но обязательно переводят измерения в единую систему, если нужно что-то показать жителям других стран.
§  Поговорите с малышом о сравнениях и единицах измерения. "С ноготок" - это ведь тоже единица измерения, всегда ли ее можно использовать. О ком говорят: "Настоящий дядя Степа"? Еще можно вспомнить устойчивые выражения - "от горшка два вершка", "пешком под стол ходит" (сравнение с высотой стола).
§   На прогулке или при чтении книг обращайте внимание ребенка на размеры животных. Пусть пробует "на глазок" определять линейные размеры.
 
§  Подготовьте для игры план квартиры. С ребенком старше 3 лет можно сделать это совместно. Сначала измеряем рулеткой все размеры, а потом рассказываем ребенку, что если мы нанесем эти размеры на бумагу, нам будет неудобно играть с таким большим листом бумаги. Что делать? С самыми маленькими поговорите о рисунках и фотографиях, вот какие мы большие в жизни, а на маленькой фотокарточке мы маленькие. Вот здесь и можно объяснить, что уменьшенное изображение квартиры на листе бумаги квартиры называется планом квартиры. Во сколько раз нужно уменьшить реальные размеры – подскажите ребенку сами, и не забудьте подписать масштаб вашего плана. Можно сделать это не так как принято, главное, чтобы было понятно малышу. Например, написать «1 см на моем плане – 25 см на стене» и обязательно нарисовать отрезок в 25 см на стене.
Главное, понять, что большие размеры можно передавать маленькими. Не спешите, не нужно сразу рисовать на плане изображение мебели. На плане обозначьте дверь, окно. Постарайтесь обойти детскую или квартиру, держа план в руках. Пусть ребенок покажет на плане вдоль какой стены он сейчас идет.
Расскажите, что план вашей квартиры совпадает с планом квартиры соседей, которые живут ниже и выше. Можно поговорить на тему, что общего (план) и что различного (мебель, расстановка) у вас и у соседей.

Постепенно, вы переходите от плана комнаты к плану этажа. Обратите внимание ребенка на важный факт. Для того, чтобы построить план этажа на таком же по размеру листе, как и тот, что использовался для плана квартиры, нужно
 изменить масштаб.
3.      Занятия по составлению плана очень хорошо проводить в игровой форме в квартире, т.к. данная местность ему очень близка
Игры с планом
§  Нарисуйте на большом листе, например, на половинке ватманского листа, план детской комнаты. Изобразите только очертания комнаты и окна-двери (постарайтесь соблюдать все пропорции). Предметы мебели, которые находятся в комнате, изобразите в нужном масштабе на отдельном листе картона и вырежьте (естественно, это будут только силуэты – виды сверху).
Рассмотрите план вместе с ребенком, покажите, как изображены окна, двери. Начните «расставлять» мебель – называйте ребенку силуэт, вместе определяйте, где этот предмет находится, ставьте на место. Вскоре ребенок сможет самостоятельно определять каждой вещи свое место на плане.
Спрячьте в комнате игрушку, покажите место на плане, где она находится. Пусть малыш сориентируется и сам найдет спрятанный предмет. То же самое можно проделывать наоборот: на плане, под один из силуэтов, изображающих предметы мебели спрячьте маленький бумажный кружочек. А в комнате под шкаф или кровать (соответствующие символу) на глазах у ребенка закатите мячик. Пусть он найдет кружочек на плане комнаты.
§  Нарисуйте план всей квартиры. Рассмотрите его, выясните, где какие комнаты (или где комната, а где кухня), пройдите по квартире с планом. Пусть малыш попробует сам выяснить, где какая комната нарисована, какая около какой и т.д. Если он не справляется, подскажите ему.
Предложите показать на плане не только комнаты, но и найти то место, где вы сейчас находитесь. Попробуйте расставить «мебель» (картонные силуэты) во всей квартире (на плане).

4.      Игра «Путешествуем по квартире»
Можете сделать из плана квартиры настольную игру с фишками и кубиком – «ходилку».
Для начала расчертите лист, на котором будет изображено поле на клетки, как на топографической карте. По периметру поля – буквы и цифры, обозначающие координаты клеток – по нижнему и верхнему краям – буквы, по боковым краям – цифры.
В одном из углов поля – роза ветров с основными и дополнительными направлениями.
На поле изобразите вашу квартиру – вид сверху. Прорисуйте контуры комнат, окна, двери, контуры предметов мебели (так, как они стоят на самом деле). На каждом из предметов мебели можно сделать надписи печатными буквами (шкаф, диван и т.д.).
Сделайте комплект карточек – размер карточки величиной с клетку поля. На карточках схематично нарисуйте предметы, которые могут лежать в шкафах, на столах – по четыре для каждого из предметов мебели.
 Например, для платяного шкафа – четыре карточки с предметами одежды, для кухонного – посуда, для полки для игрушек – игрушки. Рисунки делайте простые, схематичные. Не стремитесь к точности, красоте. Главное – узнаваемость.
Карточки должны иметь одинаковую обратную сторону – «рубашку».
Фишками могут быть пуговицы, фишки от любой покупной игры, игрушки из шоколадных яиц «Киндер-сюрприз».

Игра 1. «Наводим порядок»
Вариант 1
Подготовка к игре:
Перемешайте карточки, разложите их по полю в произвольном порядке – по полу, по столам, шкафам - рубашкой вверх. Фишки поставьте на старт. Броском кубика определяют очередность хода (у кого выпало больше очков, тот начинает, остальные – по кругу).
Ход игры:
Играющие бросают кубик и перемещают фишки по игровому полю на столько клеток, сколько точек выпало на кубике. Направление движения определяет каждый игрок самостоятельно и произвольно (идет куда захочет). За один ход играющий может сделать один шаг вперед (на север) и два налево (на запад) или три шага назад (на юг) и два шага направо (на восток). То есть не обязательно за один ход двигать фишку в одном направлении. Ходить по диагонали не разрешается.
Остановившись на клеточке, в которой лежит карточка, игрок берет ее себе и определяет, в какой из комнат и в каком месте в нужной комнате должен находиться доставшийся ему «предмет». Например, если игроку достался плюшевый мишка, его надо «отнести» в детскую комнату и положить в ящик для игрушек. Если это кастрюля, ее нужно отнести на кухню в шкаф, а колбасу на кухню, но в холодильник.
Получив карточку, игрок или направляется сразу в нужное место квартиры и кладет ее на место. Или продолжает движение по квартире, собирает еще карточки, чтобы потом разнести их все. Если игрок попутно захватит одну - две карточки, это может сократить время, затраченное на «уборку». Но в том случае, если один игрок наберет слишком много карточек, другим игрокам может не хватить «работы» и они будут ходить по полю «просто так», теряя время.
К родителям: не сообщайте ребенку о возможных вариантах выполнения задания. Играя своей фишкой, используйте разные варианты «уборки». Пусть ребенок определит самую рациональную с его точки зрения тактику игры.
Конечная цель игры:
Необходимо навести порядок в квартире (разложить все предметы по местам) как можно быстрее. Можно засекать, сколько времени ушло на наведение порядка.
Можно проводить соревнования между командами (из двух-трех игроков, например команда «Папа и сын» и «Мама и дочь»), играющими на поле по очереди – какая команда быстрее справится с заданием.
Вариант 2
Ход игры:
Играющие бросают кубик и перемещают фишки по игровому полю на столько клеток, сколько точек выпало на кубике. Направление движения определяет каждый игрок самостоятельно и произвольно (идет куда захочет).
Остановившись на клеточке, в которой лежит карточка, игрок переворачивает ее, не показывая другим игрокам, смотрит на изображение, запоминает, что там нарисовано и кладет на место рубашкой вверх. После чего продолжает движение по «квартире» и запоминает, приоткрывая, другие карточки.
Когда игрок будет уверен, что помнит, где лежат четыре карточки одной категории, в свой очередной ход он объявляет другим игрокам, что готов «заполнить» один из шкафов, столов или полок необходимыми «предметами».
Если игроки в силу возраста не справляются с подобной задачей, можно ее упростить. Запоминать только две карточки и парами складывать в нужное место.
Выигрывает тот, кто составил больше наборов карточек – заполнил четверками «предметов» необходимые места.
Можно проводить игру с учетом максимально затраченного времени или без него.
Игра 2. «Координатное лото»
В игре принимает участие взрослый и дети (от двух до пяти человек). Каждый игрок получает карточки одной - двух категорий.
Взрослый называет координаты клетки, в которую необходимо поместить предмет из какой-нибудь категории. Например: «А5». Игроки смотрят на поле, определяют, что это координаты шкафчика, который находится в ванной. Тот игрок, у кого на руках карточки с ванными принадлежностями, кладет одну из своих карточек на нужную клетку. Затем взрослый называет координаты другой клетки поля. Чтобы «запутать» детей, взрослый может называть координаты клеток, в которые ничего положить нельзя.
Игра 3. «Порядок в детской комнате»
Карточки, которые можно разместить на клетках в детской комнате раскладывают рисунком вверх около поля.
Любая небольшая игрушка ставится на клетку в центре детской. Первый играющий говорит, куда должна «идти» игрушка-фишка. Например, произносит слово «вперед». Игрушка при этом остается на месте (игроки смотрят на поля и мысленно следят за тем, куда она должна перемеситься).
Следующий игрок озвучивает следующий «ход», например, направо, а остальные запоминают, где сейчас «находится» игрушка-фишка. Как только один из игроков назвал ход, который приведет игрушку-фишку к полке для игрушек или к столику, игрок должен взять одну из карточек, соответствующих месту и положить ее. Если игрок этого не делает, значит, он невнимательно следил за игрой и сбился.
Когда карточка помещена на место, игрушка-фишка переставляется на клетку, рядом с карточкой и игра продолжается. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся (победивших может быть несколько). В этой игре обязательно должен участвовать взрослый – контролировать процесс, так как ошибиться могут все дети, а потом будут спорить, где же должна находиться фигурка в данный момент. Взрослый в этом случае будет выполнять роль судьи.
Вариант: игроки могут называть направление не словами «вперед», «налево» и т.п., а географические направления «на север», «на запад».
Игра 4. «Куда идет игрушка»
Игра похожа на предыдущую, но сложнее, так как мысленно перемещаться надо будет не по одной комнате, а по всей квартире.
Все карточки раскладываются картинками вверх вокруг поля. Игрушку-фишку ставят на старт – в прихожую. По условию игры каждый участник может называть не один шаг, а два или три-четыре (об этом игроки договариваются заранее).
Первый игрок произносит: «вперед – вперед – направо» (можно и так: «два шага вперед, один направо»). Затем следующий игрок дает свой вариант дальнейшего пути игрушки-фишки. Когда игрушка «достигнет» одного из мест, где можно положить карточку, игрок, выполняющий текущий ход кладет нужную карточку на место.
Игра 5 . «Длина, ширина, периметр»
Предложите ребенку посмотреть на изображение одной из комнат на плане. Спросите, какой формы комната, какая стена в комнате длиннее, какая короче. Поясните, что длинная сторона прямоугольника (или прямоугольного помещения) называется «длиной», а короткая «шириной».
Предложите сосчитать длину и ширину каждого помещения, изображенного на плане (единица измерение – одна сторона клеточки – ответ может быть «пять клеточек»).
Предложите ребенку взять в руки небольшую игрушку. Пусть игрушка «пройдет» вокруг одной из комнат на плане и посчитает, сколько сторон квадратов он прошел (единицей измерения служит сторона квадрата). Чтобы ребенок не сбился, пусть запомнит, с какого угла он начинал. Когда путь будет пройден, скажите, что длина всех сторон вместе называется словом «периметр». А вот более строгое определение: «Длина линии, ограничивающей фигуру, называется периметром».
Предложите ребенку сосчитать периметры у других комнат и помещений нарисованных на плане.
Предложите ребенку быстро, не пересчитывая, на глаз сказать, периметр какой комнаты из двух предложенных больше, чем у другой. А затем проверить свой ответ пересчитав.

5.      Когда ребенок хорошо освоится в игры по планам в границах своей квартиры, попробуйте «выйти на улицу» и продолжить игры на свежем воздухе
Задания:
§  Во время прогулки закопайте в укромном местечке "клад" — плотно закручивающуюся стеклянную банку с детскими "сокровищами". Нарисуйте карту того места, где закопан ваш клад, используя условные обозначения. Обычно ребятишки приходят в восторг от подобных игр. Тщательно сохраните вашу карту и во время следующей прогулки попробуйте отыскать тайник, ориентируясь по ней. Придумайте свои обозначения для лиственных и хвойных деревьев, кустарника, пенька, большого камня, оврага, озера, родника, речушки. А потом, уже дома, посмотрите вместе с малышом, как те же объекты обозначаются на настоящих картах. Игру можно продолжать бесконечно, рисуя карту комнаты, квартиры, двора, улицы и даже придуманные карты воображаемых стран и островов. Такие игры не только расширяют географические знания, но и тренируют пространственное мышление юного картографа и кладоискателя.
§  Попробуйте изобразить на плане кусочек своей улицы, там, где находиться ваш дом + детская площадка, соседние дома и пара переулков. Обязательно подпишите названия улиц, нарисуйте, где это нужно светофоры (схематично) и дорожные знаки (только символы), вывески магазинов, киоски, достопримечательности, если они там есть. Можно разделить дорогу на две половины, каждая половина - в свою сторону.
Дорогу разделите на небольшие отрезки и играйте в эту игру маленькими машинками (покупными или нарисованными на кусочках картона), бросая кубик с точками (1,2,3,1,2,3 или 1,2,3,4,5 и пусто). По пути можно выполнять предписания дорожных знаков, при прохождении дороги у светофора, остановиться, кинуть второй кубик с трёмя цветами (повторяются по два раза) - красный - остановка, жёлтый - на один ход меньше, зелёный - продолжаем движение. Если у вас нет возможности нарисовать план своей улицы, нарисуйте, какую хотите, и поиграйте также.
§  Возьмите большую карту своего города. Выделите ярким маркером улицу, на которой вы живете. То же самое сделайте с изображением улиц, где живут близкие родственники и друзья ребенка. Если у вас есть небольшие фотографии этих людей, наклейте их прямо на карту.
Если у вас найдется несколько совсем маленьких картинок, изображающих основные достопримечательности города (такие фото обычно печатают в путеводителях для приезжих), наклейте их на карту. Под всеми картинками сделайте соответствующие подписи.
Выделите цветом и подпишите объекты, 
o которые могут заинтересовать ребенка: зоопарк, планетарий, цирк, несколько музеев; 
o или те, где он часто бывает: дворец пионеров, стадион и так далее.
Если в вашем городе есть метрополитен, соедините станции линиями.
Повесьте карту в комнате ребенка на видном месте.
Рассмотрите ее, покажите и назовите ребенку выделенные объекты, скажите, на каких улицах они находятся, какие станции метро есть недалеко. Если можно добраться до этих объектов на наземном транспорте, нарисуйте карандашом его маршрут и укажите номер.
После нескольких просмотров попросите ребенка показать вам ту или иную улицу или объект. 
Спросите, до какой станции метро надо ехать, чтобы попасть туда и где делать переход, если это потребуется. 
Или пусть ребенок покажет, по каким улицам надо идти или ехать на трамвае. Разработает разные маршруты от своего дома к выделенным объектам.
Через некоторое время предложите ребенку вспомнить, не глядя на карту, как добраться к бабушке или на занятия по плаванию.
Когда все вышеперечисленное будет хорошо знакомо, начните изучать другие объекты города, планируйте более сложные маршруты, например, несколько пунктов назначения один за другим (из дома к бабушке, потом с ней в музей, потом домой и т.п.). 
Спрашивайте ребенка, какие улицы города, площади, набережные или станции метро он может назвать по памяти. Предложите вспомнить или найти по карте, какие улицы пересекают один из проспектов города, находятся вдоль реки около того или иного музея.
Научите ребенка пользоваться координатной сеткой на карте и правильно определять квадрат, в котором находится нужный объект.
Научите его пользоваться условными знаками - легендой карты.
Отправляясь в пешую прогулку по городу, берите с собой карманный атлас города. Находясь на какой-либо улице, расскажите малышу, где обычно пишут ее название. Поясните, как находить нужную улицу в атласе. Вместе найдите в атласе ту улицу, где вы находитесь. Рассмотрите карту, найдите и прочитайте названия соседних улиц, попробуйте найти на карте ближайшую станцию метро.


     Информация для мам.
Из истории создания карт.
Уже в глубокой древности люди начали создавать изображение местности. Сначала это были просто схемы и маршруты охотничьих троп, путей по реке или вдоль морских берегов. Их вырезали на коре деревьев, рисовали на изделиях из глины и металла.
Обычно это была ломаная линия, а по ее сторонам наносились ориентиры: гора, излучина реки, колодец или какие-либо другие  заметные на местности предметы. Такую схему маршрута приходилось дополнять устным рассказом.
Очень давно люди научились составлять и планы и схемы, на которых местность изображалась сверху, как бы с высокой горы или крепостной башни. Самые древние карты были созданы более 4 тысяч лет назад. Создатели этих карт не учитывали шарообразности Земли. Поэтому изображение земной поверхности было весьма далеким от действительности.
Самые известные древние карты  - это дорожники. В центре дорожника изображали город  - столицу государства, а от него к границам и в дальние страны вели торговые и военные пути, отмечались сухопутные и речные преграды, населенные пункты.
На морские карты наносились очертания берегов, отмечались удобные для стоянки бухты с указанием расстояний между ними. На картах были сделаны надписи об обитателях берегов, о ветрах о течениях. Такие карты были пригодны только при плаваниях вблизи побережья или между островами.
Более совершенные карты появились после того, как стали применять компас. На карте наносились линии, с помощью которых можно было ориентироваться. Такие карты стали использовать и для плавания в открытое море.
Со временем картографы древности, применяя сложные математические вычисления, научились составлять сравнительно подробные карты.

С уважением, Мария
Учимся играя earlystudy.ru
********************

Вступительное слово тут.
Плановые статьи:
Планета Земля.


География


4 комментария:

  1. Да, действительно, столько интересного!!!Спасибо, Мария.

    ОтветитьУдалить
  2. Маша, глобально, как всегда!

    ОтветитьУдалить
  3. Ну ничего себе! Маша снимаю шляпу - ай да молодец!!! Ты что с Дашей уже все это проходишь???

    ОтветитьУдалить

Архив блога

Ярмарка поделок мам и детей

Креатив с Лизой Арье. 2012

О проекте. 22.01.12 Архив проекта. Продолжение проекта ТУТ.

Двуязычие. Со Светланой Горячевой

Статьи из опыта учителя и владелицы детского сада читайте в блоге "Развитие речи. Двуязычие"

Английский с мамой. 2012

“Английский с мамой” - старт нового коллективного проекта
О проекте. 23.01 Темы: 1.2.3.4. 5.6.7. Обз.1.2. Продолжение тут.

Английские игровые занятия. Юлия Билык

Карандаш и Кисточка. Художественная школа мамы Екатерины

Вступление и 9 статей 2011г.

Мой реактивный ребенок! КомплексныйПроект мамы Елены.

ДетскАльбомы.ФлешМоб.

Флешмоб. Вяжем Вместе с Ириной Муравка: "Пальчиковые игрушки"

Флешмоб. Вяжем Вместе с Ириной Муравка: "Пальчиковые игрушки"  - куколки для театра.
Запись на проект. 11.03. 1. Обзоры:1.2. Скачать книгу.

Амигуруми-Шарики. Вяжем вместе. ФлешМоб.

СамодельныеПазлы.2012

"Пазлы своими руками". Выпуск №1 - "Простые фигуры".
Выпуски: 1.2.3.4.5.6.
Опыт мам: 1.2.3.4.5.