Город-страна-материк
Для начала вместе внимательно рассмотрите родной город. Наверняка там есть река, озеро, а если повезло - еще и море, а может быть, даже океан. Или горы, холмы и овраги. Парки, сады и скверы. Значит, можно заняться изучением ландшафта, флоры и фауны! А если еще потом вместе с ребенком вы изобразите все на бумаге - получится карта. Планов и карт можно составить бесконечно много, изобразив, например, дорогу в ближайший магазин, сосчитав шаги и выполнив все в масштабе. А потом ходить по нарисованному плану за молоком, например.
Когда ребенок научится ориентироваться в своей стране, напомните ему, что страны "живут" на континенте. Пусть он познакомится с картой вашего континента. Если у ребенка есть знакомые, живущие в других странах континента, покажите ему эти страны; если он знает о существовании иностранных языков, отметьте на карте страны, где на них говорят, и т.д. Напомните ребенку, что континенты "живут" на Земле. Покажите ему карты пяти (или шести) континентов. Потом возьмите глобус или лучше большой пластмассовый надувной мяч, на который жирным фломастером нанесите контуры каждого континента. Сравните его с картой полушарий и объясните, что карты на самом деле не отражают действительное расположение континентов. Так как земля круглая, концы карты полушарий должны соприкасаться. После этого, пользуйтесь своими пособиями, повторите пройденное - от страны к ее континенту, затем к другим континентам, ко всему земному шару и, наконец, к Солнечной системе.
· Купите две одинаковые карты небольшого размера. Одну из них повесьте на стену, другую наклейте на кусок неплотного картона или листа бумаги для черчения и высушите под прессом. Разрежьте на 12- 15 прямоугольников. Они получатся довольно большие. Рассмотрите с ребенком целую карту, покажите и назовите крупные географические объекты – континенты, океаны, большие острова, реки, моря. Возьмите одну разрезную карточку, рассмотрите. Предложите ребенку найти на карте такой же фрагмент, назвать, части каких объектов на нем можно увидеть. Пусть попробует собрать всю карту целиком. Через некоторое время разрежьте имеющиеся прямоугольники на две части – некоторые вдоль, некоторые поперек. Играйте также. Пробуйте найти изображенные на ваших карточках фрагменты на картах другого масштаба.
· Если карта большая, ее можно использовать, как классики. Предложите малышу прыгать из Африки в Австралию, Северную Америку или Индию.
Можете разделить карту фломастером на участки, например, каждое полушарие пополам и еще пополам. Прыгая по «клеткам», играющий может называть какой-либо географический объект, имеющийся в этой «клеточке».
Покажите ребенку экватор, предложите пройтись по экватору, как по «канату».
Можете разделить карту фломастером на участки, например, каждое полушарие пополам и еще пополам. Прыгая по «клеткам», играющий может называть какой-либо географический объект, имеющийся в этой «клеточке».
Покажите ребенку экватор, предложите пройтись по экватору, как по «канату».
· Возьмите маленькие игрушечные кораблики, например, из шоколадных яиц «Киндер-сюрприз». Поиграйте в кругосветное путешествие, продвигаясь по клеткам, бросая кубик. Или по маршрутам знаменитых путешественников, разделив эти линии на «ходы» точечками. Попутно обсуждайте те моря и океаны, в которых вы «находитесь».
· Нарисуйте на карте линии для ходов, как в обычной игре с фишками и кубиком. Линии могут идти от одного края карты до другого, или по кругу, или разветвляться в разные стороны. В процессе игры, продвигаясь по линиям, рассказывайте малышу, в каком месте он «находится», что там есть интересного, необычного. Детям школьного возраста задавайте вопросы или задания, связанные с этим местом, или типом географического объекта (река, море, гора). Поиграйте в знаменитые путешествия – пройдите по маршруту Колумба, Магеллана, Беринга или Кука. Перед началом игры можете рассмотреть нужную главу в детской энциклопедии. Вместо фишек можете пользоваться маленькими игрушками, например, от киндер-сюрприза.
· Возьмите картинки от зоологического лото. Разложите их на карте по материкам или более точно – в ту или иную часть материка – в горы, на реку или озеро, в пустыню или в леса.
· В игре участвуют дети, знакомые с географической картой. Взрослый дает описание того или иного объекта – постепенно, начиная с общих определений, переходя к более конкретным. Например: это остров, он находится в восточном полушарии, расположен в Тихом океане, на нем расположен город такой-то…. Или это река, расположена в Евразии, впадает туда-то, на ней стоит город такой-то. В процессе игры дети высказывают предположения. Кто быстрее угадал, о чем идет речь – получает очко.
· В эту можно играть за городом - на дачном участке или на берегу реки, там, где есть песок, вода и возможность вымазаться с головы до ног. Постройте свою сказочную страну из песка, камушков, палочек. Пусть в ней будут горы, реки, овраги. Лес можно сделать из травинок, холмы из камней, горы из песка, озера выкопать. Каждому объекту присвойте свое название - "Остров приключений", "Гора Удачи" и так далее. Попробуйте нарисовать карту своей страны (сначала только карандашом), а потом раскрасить географические объекты так, как полагается. На карту нанесите координатную сетку и потренируетесь находить координаты нужных объектов. Придумайте игру со своими правилами, где нужно будет ходить по карте и что-либо искать (например, клад).
Это заключительная статья из запланированного цикла географии для малышей. Но я не прощаюсь с Вами. Скоро я постараюсь порадовать вас новыми занятиями и материалами. Надеюсь, что география понравилась вам и вашим деткам. А мы скоро снова увидимся ;)
-- С уважением, Мария
Учимся играя earlystudy.ru
*****************
Плановые статьи:
Вступление. 27.02.11.**Знакомство с Землей.
Введение. 13.03
Ч.1. Вода. 23.03
Ч.2. Водоемы. 1.04
Обитатели луж. 3.04
ВодаТворчество 12.04.
ВодоемыИз книг 14.04.
Круговорот воды. 21.04
Почва. 10.05
Опыты с почвой. 17.05
Формы поверхности.25.5.
Горы и Равнины. 10.6.
Ориентирование.12.8.
Масштабирование.3.9.
Поздравляю с заключительным занятием! Ждем новых интересных проектов!
ОтветитьУдалитьЗелечка, спасибо! Там правда еще статья была. которая долдны была выйти до этой, но наверное Яна ее просто в почте не заметила. А проект новый обязательно будет ;)
ОтветитьУдалитьМаша, статью я заметила, но решила, что это ПОСЛЕСЛОВИЕ - и она стоит в запланированных на 23 сентября. Пояснений никаких не было, вот я и сделала как поняла. Что сделать по-другому?
ОтветитьУдалитьВот это мощь мыслительного процесса!!! Красота просто, как всё здорово продумано и подробно описано. Мне очень нравится, спасибо.
ОтветитьУдалитьМаша, не занятие, а просто супер-ЗАНЯТИЕ.Так все здорово продумано, так все интересно.Спасибо.Сама бы по карте в такие игры поиграла.
ОтветитьУдалитьКогда только прочитала название твоего проекта "География", то подумала, что, наверно, сыночку это рано, но когда я начала его читать, то поняла, что самое время.И провела одно из твоих занятий, и теперь могу твердо сказать, что и сыночек в восторге от таких интересных "уроков" географии.Спасибо. Ждем новых занятий и открытий в этой области.
Девочки спасибо большое. Но в этом проекте я в основном искала информацию. собирала ее и сортировала, немного своего добавляла, но основные мысли и тексты просто собраны из разных источников.
ОтветитьУдалитьСейчас готовится новый проект. Вот там исключительно моя фантазия на основе теории (энциклопедической)
"Просто собрать" - это не просто! Ведь не каждый это может, а кто может - не каждый делает, а кто дежает - не каждый безвозмездно делится!
ОтветитьУдалить