1. Мы прошли уже много согласных и гласных звуков и букв. Теперь ваш ребенок уже может прочитать вот такой текст. Будет лучше, если вы подготовите фон с кустом и фигурки собаки и зайчика для чтения и инсценировки.
Лайка и зайка
У куста зайка. За кустом собака лайка. Зайка, уходи, а то лайка увидит! Зайка в кусты. А лайка на кусты : гав! гав!
2. А сегодня мы знакомимся с новым согласным звуком [ш]. Для этого загадываем загадки и выделяем первый звук.
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал. (Шарик)
Обратите внимание, что это глухой и шипящий звук. Попросите ребенка показать, как шипит змея или гусь.
3. Почитайте сказку Г. Юдина «Как мыша шалил». Объясните новые слова.
Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда -нибудь промышлять, шарит, шарит по всем шкафам: ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.
-Мыша! Где мои вещи?!- грозно спрашивает папа.
-Я их съел… Нечаянно…
-Как съел? Ах ты шалопай!
-Ну что ты шумишь? – заступается мама. – Он же пошутил.
-А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?!
Или залезет Мыша за ширму и шуршит там: шур-шур-шур…
-Кошка !!!- визжит мама, и они вместе с папой шарахаются под шкаф. Или привяжет шпагат к шлангу и тянет его через всю комнату.
-Змея… шепчет папа и вместе с мамой падает в обморок.
-Это не жизнь, а кошмар! – возмущается папа.
- Мы в свое время так не шалили.
4. Придумайте и поиграйте в фонематические игры по тексту. Например, выберите слова и определите положение звука [ш] в них. Определите лишнее слово в цепочке: шлепанцы, штаны, шарф, шланг.
5. Медленно прочитайте стихотворение и задайте вопросы по содержанию. Покажите на картинках шмеля и шершеня.
Шмель и шершень шумно жили,
На машине швейной шили
Шубки, шапочки, штаны
Небывалой ширины.
6. Мама Мышь идет в магазин, покупать вещи для всей семьи. Вы будете называть предметы гардероба, а ребенок определять купит их мама Мышь или нет. Может, он сам вспомнит какие-то слова. (шуба, шапка, галоши, рубашка, штаны, шлепанцы, шорты, шарф, шляпа)
7. Прочитайте ребенку стихотворение, а он пусть хлопает в ладоши (или делает другое движение), когда услышит звук [ш]
Мышь как мышь,
Сама с вершок!
Влезла мышка на мешок,
Позвала к себе мышат –
Пусть крупою пошуршат.
Пошуршать бы пошуршали ,
Только кошки помешали.
Вот еще один хороший стих.
Три шоколадки в кармашке у Миши:
Одна пополам для мышонка и мыши,
Одна для мартышки, одна для лошадки
Но кто-то останется без шоколадки.
8. Можно посмотреть на рисунки и найти в них слова со звуком [ш]
9. Знакомимся с буквой Ш и читаем слова.
Шум, шут, шил, шалаш, шумок, шутка, камыш, ландыш, шумит, шутник, Миша, Маша, Даша, Наташа, Саша, Паша, школа, тишина, мышата, кошка, шапка, шляпка, башмаки, мышка, мишка, сушка, шишка, пушка, каша, машина, шипы, шина, шашка, кукушка, бабушка, букашка, мошка, ковшик.
У Маши и Миши лыжи и палки. У Наташи и Паши санки. Паша возит Наташу на санках! И у Саши санки. Он возит Дашу. Даша мала.
10. Вспомним сказку «Теремок» и всех персонажей. Сколько раз нам встретится звук [ш]? (Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Петушок – золотой гребешок)
Еще много сказок, стихов, тематических занятий и поделок, посвященных мышкам можно найти в разделе «Ферма. Домашние животные».
А эта шуршащая песенка А. Усачева подойдет как для проекта о мышах, так и для Д,Э, "Времена года".
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг возмущены:
-Как расшумелись, шалуны!-
Шуршат на малышей кусты.
Шуршат им с дерева листы.
Шуршит рассерженный камыш.
И дождь шуршит.
И мама мышь –
Весь лес шуршит им:
-Шалуны,
Не нарушайте тишины!
Но их не слышат шесть мышат.
Давно мышата не шуршат.
Они легли пораньше спать,
Чтоб не мешать большим шуршать!
Жасмин, автор блога "Мамина школа для дочки"
Предисловие. 21.02.11
Звуковой метод. 22.02.11
Развиваем фонематический слух. 23.02.11
Как проводить занятие. 24.02.11
Занятие 1. Гласные+М. 05.03.11
Занятие 2. Гласные +Н. 15.03.11
Занятие 3. Буква и звук П. 21.03.11
Занятие 4. Звук и буква Л. 28.03.11
Занятие 5. Звук и Буква Б. 11.04.11Занятие 6. Звук и буква В. 24.04.11
Занятие 7. Звук и буква Д. 3.05.11
Занятие 8. Звук и буква Т. 8.05.11.
Занятие 9. Звук и буква К. 16.05.11.
Занятие 10. Звук и буква С. 05.07.11.
Занятие 11. Звук и буква Г. 15.07.11.
Занятие 12. Звук и буква Ж. 23.07.11.
Занятие 13. Звук и буква Й. 26.07.11.
Занятие 14. Звук и буква З. 1.09.11.
Занятие 15. Звук и буква Я. 29.10.11.
Мне понравились стихи про мышат, особенно про мышку в шкафу. Даже жалко мышку стало :)
ОтветитьУдалитьой, спасибо! нам как раз сейчас звук Ш нужен!!!:)
ОтветитьУдалитьЖасмин, мне удалось в библиотеке раздобыть книгу "Занимательное азбуковедение". Там как раз встречаются Ваши занятия не все, но очень много.
ОтветитьУдалитьОчень интересная книга, жаль сдавать придется!
Альфия, эти стихи,сказки, физкультминутки можно встретить во многих изданных пособиях. Я в основном беру материал из книги "Обучение грамоте детей дошкольного возраста" и добавляю что-то из других азбук.
ОтветитьУдалитьМне очень нравится Ваша подборка!
ОтветитьУдалить