"Учиться никогда не поздно и всегда есть чему"
Уважаемые читатели! В блоге опубликованы 5408 статей. Ищите информацию по темам в отдельных Окошках и в Архиве. Удачи вам!

Опыт мамы Жасмин. Учимся читать по слогам

Занятие 1
Гласные А, О, У, Э, И, Ы и согласный М


Наши детки уже знают многие буквы, значит, мы можем начать обучение чтению. Темп прохождения материала вы выбираете сами, возможно первое занятие для кого-то давно пройденный этап, а для кого-то будет именно то, что надо. При разработке уроков я не ставила перед собой цель – подготовиться к школе. Это просто занятия по обучению чтению тех детей, которым это интересно, они хорошо знают почти все буквы, возможно даже пишут их. Хорошо, если они уже выполняли логопедические упражнение на различение звуков, тогда им легче будет понять, что звуки мы слышим, а буквы видим и пишем.  Для наглядности я использую презентацию, в которой мы отправляемся в гости к Мальвине и Буратино. В презентации использованы различные ресурсы, вы можете выбрать то, что вам подходит. По картинкам можно задавать вопросы и придумывать свои рассказы.

На первом занятии мы:
I. Познакомимся с гласными буквами, так как их легче соединить в слоги. Учимся произносить два гласных вместе без паузы. Начинаем тянуть первую гласную, а затем, не останавливаясь, вторую.
II. Переходим к чтению слога, состоящего  из гласной и согласной буквы. Ребенок  тянет гласную и добавляет согласную. « У- М», а потом  повторяет еще раз «УМ».
III. Теперь можно читать слоги типа «согласный + гласный». Принцип слияния прежний. В этом уроке мы вводим только один согласный «М».  Думаю, что вы уже давно научили своего ребенка читать и писать слово «мама».
IV. Обучение чтению трехбуквенных слов. Сначала читаем слог, потом добавляем согласную.
V.  Чтение четырехбуквенных слов. Читая слова, состоящие из четырех букв лучше придерживаться следующей последовательности.
       а) читаем слова с двумя слогами (заканчивающимися на гласную), например, «Маша», «каша» и т.д.  На первом занятии мы уже встретимся с такими словами.
       б) читаем слова с двумя согласными в конце слова - «танк», «банк». Этому мы научимся в ближайшем будущем.
       в) читаем слова с двумя согласными в середине, например, «утка» и в начале слова «слон».

Научиться слиянию букв в один слог можно разными способами:
1. Если читаем по азбуке или букварю, можно пальчиком или карандашом показать первую букву, произнести соответствующий звук, и  тянуть первую букву до тех пор, пока не доберешься до второй буквы.  Этот метод проиллюстрирован в букваре О. Жуковой 
2. Первая буква спускается с горки, а вторая ждет у подножья горки. Взрослый держит в руках буквы, одну высоко, другую ниже, ребенок начинает читать верхнюю букву, медленно приближаясь к нижней, и переходит на чтение нижней.
3. Взрослый держит в руках карточку, где написаны буквы с обеих сторон, ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, ребенок продолжает читать.
4.  Некоторые предлагают вот такой игровой прием.  Обведите ступню ребенка на бумаге и вырежьте несколько следов. На каждом из них крупно напишите буквы. Выкладывайте следы в виде дорожки и предложите ребенку пройти по ней. Стоя на следе с первой буквой, например, А, передвигаемся ко второй, например, У. 
Одновременно с чтением, особенно на первых порах, пока материал для самостоятельного чтения ограничен количеством знакомых слогов, используйте игры для развития фонематического слуха, определяйте количество звуков  в слове, какой звук  был первым, какой последним, выкладывайте слоги из разрезной азбуки, учитесь сильнее произносить ударный слог, а в дальнейшем  определять и количество слогов.

На этом уроке мы повторили семь звуков. В очень интересной азбуке А. Усачева три гномика Ох, УХ и ЭХ отправились на поиски букв. А мы отправимся на поиски звуков во время игры «Есть ли звук «__» в этом слове?» На начальном этапе звук должен быть в начале слова, а позднее можно будет использовать слова с этим звуком в середине и в конце. Если хотите почитайте фрагмент из книги «Куда подевались буквы» о том, как дети играли в игру «Какое слово начинается с буквы У».

Игры, в которых вы произносите слова, а ребенок определяет на слух их звуковые характеристики, важно сочетать с заданиями, требующими от ребенка активного поиска подходящих слов. Например, в магазине можно «купить» игрушку, только если скажешь
слово со звуком «а». Или прожорливая гусеница ест только слова со звуком «м». Или в разные грузовики нужно загрузить слова с разными звуками и т.д. После прочтения забавных стихов А. Усачева в блоге «Мамина школа для дочки» ребенку будет легче подбирать нужные слова.

Отрабатывать слияние букв в слог можно будет через несколько занятий  в форме слогового лото, где картинку машины, ребенок закроет карточкой со слогом МА, а картинку с мухой – карточкой со слогом МУ. Вы показываете ему карточку со слогом, игроки должны ее прочитать и найти нужное слово. На начальном этапе воздержитесь от слов, в которых «О» читается как [a] в безударном положении.



Жасмин, 

 Вас заинтересовал звуковой метод обучения чтению?
 Советуем еще почитать по этой теме:

  1. Как научить детей читать?
  2. Почему я выбрала звуковой метод обучения чтению?
  3. Упражнения на развитие фонематического слуха дошкольников.
  4.  Как проводить заниятия по обучению чтению.

1 комментарий:

  1. Жасмин,
    Я тоже дочь учила читать слоги, пропевая звуки. Идею она уловила с первого раза.
    Мне понравились стихи про маму медведицу и идея об игре с лото.

    ОтветитьУдалить

Архив блога

Ярмарка поделок мам и детей

Креатив с Лизой Арье. 2012

О проекте. 22.01.12 Архив проекта. Продолжение проекта ТУТ.

Двуязычие. Со Светланой Горячевой

Статьи из опыта учителя и владелицы детского сада читайте в блоге "Развитие речи. Двуязычие"

Английский с мамой. 2012

“Английский с мамой” - старт нового коллективного проекта
О проекте. 23.01 Темы: 1.2.3.4. 5.6.7. Обз.1.2. Продолжение тут.

Английские игровые занятия. Юлия Билык

Карандаш и Кисточка. Художественная школа мамы Екатерины

Вступление и 9 статей 2011г.

Мой реактивный ребенок! КомплексныйПроект мамы Елены.

ДетскАльбомы.ФлешМоб.

Флешмоб. Вяжем Вместе с Ириной Муравка: "Пальчиковые игрушки"

Флешмоб. Вяжем Вместе с Ириной Муравка: "Пальчиковые игрушки"  - куколки для театра.
Запись на проект. 11.03. 1. Обзоры:1.2. Скачать книгу.

Амигуруми-Шарики. Вяжем вместе. ФлешМоб.

СамодельныеПазлы.2012

"Пазлы своими руками". Выпуск №1 - "Простые фигуры".
Выпуски: 1.2.3.4.5.6.
Опыт мам: 1.2.3.4.5.