1. Вводная часть. Предложите ребенку угадать загадку или назвать слово, которое чаще всего встречается в стихотворении. Подготовьте картинку с изображением слона и внимательно прочитайте дополнительную информацию http://kpanuba.blogspot.com/2011/06/52.html об этих животных (если вы захотите поговорить о слоне). В качестве примера приведу загадку и стихотворение со звуком [c] и [c'] о слоне.
Хобот длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он,
Ты узнал, кто это? … (слон)
Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны
И сильны.
Чтобы правильно произносить звук [c] нужно растянуть губы, оставив между зубами небольшую щель. Язычок спрятать за нижними зубами и выдувать воздух: «С-с-с!»
2. Вспомните, каких еще животных или птиц на со звуком [c] и [c']. Прочитайте сказку «Свинья в гостях» Г. Юдина.
Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.
Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в сметане, сок сливовый , а себе – сосисок нажарила с салом.
Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, все сожрала, ничего собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела ее вместе с сиренью.
Потом улеглась на скатерть и говорит:
- Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь…
- Совести у тебя нет, - рассердилась собака, - свинья ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда!
И с тех пор собака на свинью сердита.
(Кстати здесь http://maminashkola.blogspot.com/2011/02/blog-post_954.html есть сказка про воспитанного поросенка для сравнения).
3. Поиграйте с мячом в игру «Съедобное или несъедобное», используя слова из текста с изучаемым звуком. Сыр, свечка, сирень, сало, сахар, смородина, стакан и т.д.
4. Как обычно читаем слоги и составляем слова с помощью разрезной азбуки. Мы уже можем прочитать такие слова: киска, суп, сук, сок, кусок, капуста, ананас, осина, лиса, слива, осока, ослик, Сима, сом, стол, стул, ластик, листок, масло, сосна, сова, сумка, слово, сады, сани, санки, ловит, снова, укусил.
Прочитайте предложения под картинками и скажите, правильно ли они описывают их.
У дома сад.
У Сани на носу оса.
Мама спит.
У окна киска Симка и котик Тимка.
Анна носит на каток сумку.
5. Вы уже сможете прочитать скороговорку и проговорить ее в быстром темпе.
Около сокола осока. Около осоки сокол.
6. Читайте по предложению и показывайте на картинке то, о чем прочитали.
Ми-ла о-ко-ло до-ми-ка. Тут ос-лик, а там ли-сы. Ли-сам на-ли-ли мо-ло-ка, ос-ли-ку да-ли ка-пус-ту. А Ми-ла ку-пи-ла ма-ли-ну и сли-вы.
7. Посмотрите на картинку. Найдите слова со звуком [c] и [c']. Попробуйте написать под диктовку слова: стол, стул, листок, ластик.
Хобот длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он,
Ты узнал, кто это? … (слон)
Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны
И сильны.
Чтобы правильно произносить звук [c] нужно растянуть губы, оставив между зубами небольшую щель. Язычок спрятать за нижними зубами и выдувать воздух: «С-с-с!»
2. Вспомните, каких еще животных или птиц на со звуком [c] и [c']. Прочитайте сказку «Свинья в гостях» Г. Юдина.
Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.
Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в сметане, сок сливовый , а себе – сосисок нажарила с салом.
Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, все сожрала, ничего собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела ее вместе с сиренью.
Потом улеглась на скатерть и говорит:
- Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь…
- Совести у тебя нет, - рассердилась собака, - свинья ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда!
И с тех пор собака на свинью сердита.
(Кстати здесь http://maminashkola.blogspot.com/2011/02/blog-post_954.html есть сказка про воспитанного поросенка для сравнения).
3. Поиграйте с мячом в игру «Съедобное или несъедобное», используя слова из текста с изучаемым звуком. Сыр, свечка, сирень, сало, сахар, смородина, стакан и т.д.
4. Как обычно читаем слоги и составляем слова с помощью разрезной азбуки. Мы уже можем прочитать такие слова: киска, суп, сук, сок, кусок, капуста, ананас, осина, лиса, слива, осока, ослик, Сима, сом, стол, стул, ластик, листок, масло, сосна, сова, сумка, слово, сады, сани, санки, ловит, снова, укусил.
Прочитайте предложения под картинками и скажите, правильно ли они описывают их.
У дома сад.
У Сани на носу оса.
Мама спит.
У окна киска Симка и котик Тимка.
Анна носит на каток сумку.
5. Вы уже сможете прочитать скороговорку и проговорить ее в быстром темпе.
Около сокола осока. Около осоки сокол.
6. Читайте по предложению и показывайте на картинке то, о чем прочитали.
Ми-ла о-ко-ло до-ми-ка. Тут ос-лик, а там ли-сы. Ли-сам на-ли-ли мо-ло-ка, ос-ли-ку да-ли ка-пус-ту. А Ми-ла ку-пи-ла ма-ли-ну и сли-вы.
7. Посмотрите на картинку. Найдите слова со звуком [c] и [c']. Попробуйте написать под диктовку слова: стол, стул, листок, ластик.
Жасмин, автор блога "Мамина школа для дочки".
Вас заинтересовал звуковой метод обучения чтению?
Советуем еще почитать по этой теме:
Предисловие. 21.02.11
Звуковой метод. 22.02.11
Развиваем фонематический слух. 23.02.11
Как проводить занятие. 24.02.11
Занятие 1. Гласные+М. 05.03.11
Занятие 2. Гласные +Н. 15.03.11
Занятие 3. Буква и звук П. 21.03.11
Занятие 4. Звук и буква Л. 28.03.11
Занятие 5. Звук и Буква Б. 11.04.11
Занятие 6. Звук и буква В. 24.04.11
Занятие 7. Знакомство со звуком и буквой Д. 3.05.11
Занятие 8. Звук и буква Т. 8.05.11.
Занятие 9. Звук и буква К. 16.05.11
Отличное занятие, Жасмин! Звук "с" труден для произношения и работать с ним приходится дольше, чем с другими звуками (из нашего опыта), а ваше занятие хорошее подспорье в этом! Спасибо.
ОтветитьУдалить